РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят Народным Собранием
Республики Дагестан
4 октября 2001 года
(в ред. Законов Республики Дагестан
от 29.12.2004 № 42
, от 04.04.2006 № 23
, от 09.03.2007 № 6
,
от 11.03.2009 № 11
, от 08.06.2010 № 23
, от 09.07.2010 № 37
)
Настоящий Закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах границ Республики Дагестан, являющейся зоной интенсивного взаимодействия опасных природных и техногенных процессов.
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 11.03.2009 № 11)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), и граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 11.03.2009 № 11)
(см. текст в предыдущей редакции
)
предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 11.03.2009 № 11)
(см. текст в предыдущей редакции
)
ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 11.03.2009 № 11)
(см. текст в предыдущей редакции
)
зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
(абзац введен Законом
Республики Дагестан от 09.03.2007 № 6)
аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций, подавлению или сведению до минимума возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 11.03.2009 № 11)
(см. текст в предыдущей редакции
)
катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшая серьезный ущерб окружающей среде;
авария - это опасное происшествие на промышленном объекте или транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде;
зона возможного развития чрезвычайных ситуаций (зона природных рисков) - это территория, в пределах которой природные проявления, характеризуемые как опасные природные воздействия, могут вызвать развитие разрушительных землетрясений, оползней, обвалов, селей и других природных процессов, способных при освоении данной территории (техногенные воздействия) активизироваться и повлечь за собой человеческие жертвы, экономический и психологический ущерб (возникновение или инициирование чрезвычайных ситуаций);
техногенные воздействия - это статические и динамические нагрузки от зданий и сооружений, подтопление и осушение территорий, загрязнение грунтов, истощение и загрязнение подземных вод, а также физические, химические, радиационные, биологические и другие воздействия на геологическую среду;
]]>
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 29.12.2004 № 42)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций республиканского и межмуниципального характера создаются Правительством Республики Дагестан и органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Республики Дагестан и органами местного самоуправления.
ГЛАВА IX
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 37. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предпроектных решений и проектов по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, за исключением объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Дагестан в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам, а также их готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона
Республики Дагестан от 09.03.2007 № 6)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются уполномоченными органами надзора и контроля.
Задачами государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
обеспечение исполнения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности должностных лиц, а также сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения;
обеспечение выполнения программ и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций всеми органами государственной власти и организациями на соответствующих территориях, а также гражданами;
обеспечение государственного контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами сейсмических норм и правил при строительстве зданий и сооружений, широкой пропаганды знаний в этой области среди населения.
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
ГЛАВА Х
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 40. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан, ведомственные нормативные акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления привести в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Махачкала
19 октября 2001 г.
№ 34