РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
КОНСТИТУЦИЯ
(в ред. Постановления
Конституционного Собрания РД
от 22.03.1996,
Закона
Республики Дагестан
от 01.10.1996 № 12)
Принята
Конституционным Собранием
26 июля 1994 года
Мы, многонациональный дагестанский народ, исторически объединившийся в единое государство,
сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия,
выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства,
признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, прав и свобод человека и гражданина,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
стремясь к созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев,
принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ и провозглашаем ее ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
Глава I. ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1
Республика Дагестан - Дагестан есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана.
Наименования Республика Дагестан и Дагестан равнозначны.
Республика Дагестан принимает свою Конституцию и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории.
Статья 2
Республика основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными.
Статья 3
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 4
Носителем суверенитета и источником государственной власти в Дагестане является его многонациональный народ.
Народ осуществляет власть непосредственно и через органы законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органы местного самоуправления.
Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Республики Дагестан. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Дагестан, не должны противоречить Конституции Республики Дагестан.
Статья 5
Республика Дагестан гарантирует права коренных народов и национальных меньшинств в соответствии в общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития культурных и исторических традиций народов Дагестана.
Каждому из народов Дагестана гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе.
]]>Судопроизводство в Республике Дагестан ведется на русском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 120
Прокуратура Республики Дагестан входит в единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Статья 121
Прокурор Республики Дагестан назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Народным Собранием Республики Дагестан.
Статья 122
Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры определяются законом.
Глава VIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 123
Местное самоуправление осуществляется гражданами через образуемые ими местные представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением через избираемые ими органы или непосредственно всех вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Порядок формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления, их компетенция определяются законом.
Статья 124
Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Каждая административно-территориальная единица имеет свой статус, определяемый уставом.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В пределах осуществления государственных полномочий местная администрация входит в единую систему органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Статья 125
Местное самоуправление в Республике Дагестан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Республики Дагестан и республиканскими законами.
Глава IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ.
СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Статья 126
Республика Дагестан имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн, выражающие суверенитет, многонациональный характер республики, самобытность и традиции народов Дагестана.
Форма и порядок использования Государственного флага и Государственного герба устанавливаются законом.
Текст Государственного гимна утверждается Народным Собранием Республики Дагестан.
Столицей Республики Дагестан является город Махачкала.
Статус столицы определяется республиканским законом.
Глава X. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 127
Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан могут вносить Государственный Совет Республики Дагестан и его Председатель, Народное Собрание Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан, а также группа численностью не менее одной пятой депутатов Народного Собрания.
Статья 128
Положения глав 1
, 2
и 10
Конституции Республики Дагестан не могут быть пересмотрены Народным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1
, 2
и 10
Конституции Республики Дагестан будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, то в соответствии с республиканским законом созывается Конституционное Собрание Республики Дагестан.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Республики Дагестан, либо разрабатывает проект новой Конституции Республики Дагестан, который принимается Конституционным Собранием большинством голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Республики Дагестан считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 129
Поправки к главам 3 - 9 Конституции Республики Дагестан принимаются Народным Собранием Республики Дагестан большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания.
Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Конституция Республики Дагестан вступает в силу со дня официального ее опубликования после принятия Конституционным Собранием Республики Дагестан.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного закона) Республики Дагестан, принятой 30 мая 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики Дагестан до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Дагестан.
3. Органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в части, не противоречащей Конституции Республики Дагестан, до формирования новых органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Выборы в Народное Собрание Республики Дагестан первого созыва проводятся 5 марта 1995 года на основании Закона Республики Дагестан "О выборах в Народное Собрание Республики Дагестан".
До начала работы избранного в соответствии с настоящей Конституцией Народного Собрания Республики Дагестан его полномочия осуществляет Верховный Совет Республики Дагестан в своем составе на момент вступления Конституции Республики Дагестан в действие.
5. Государственный Совет Республики Дагестан первого созыва избирается сроком на два года и приступает к осуществлению своих полномочий после вступления в силу новой Конституции Республики Дагестан.
Конституционное Собрание вправе продлить срок полномочий Государственного Совета Республики Дагестан первого созыва на 2 года - до срока полномочий, установленного статьей 89
Конституции Республики Дагестан.
(абзац введен Постановлением
Конституционного Собрания РД от 22.03.1996)
6. Совет Министров - Правительство Республики Дагестан с момента вступления Конституции Республики Дагестан в действие до формирования Правительства в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, осуществляет полномочия, предусмотренные главой 6 Конституции Республики Дагестан.
7. Суды в Республике Дагестан осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Республики Дагестан сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
8. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.