Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2009 г. № 482

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ СЕЙСМОУСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ,
ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2010-2013 ГОДЫ"

В целях реализации в Республике Дагестан федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы", а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. № 141а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2009, № 12, ст. 595) Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2009-2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2009-2013 годы" (далее - Программа) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
4. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан внести в Правительство Республики Дагестан предложения по финансированию затрат на разработку Программы.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
Ш.ЗАЙНАЛОВ





Одобрена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 31 декабря 2009 г. № 482

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ СЕЙСМОУСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ,
ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2010-2013 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
целей Программы приоритетным задачам социально-
экономического развития Республики Дагестан

Значительная часть территории Российской Федерации находится в условиях сейсмической опасности, непосредственно в сейсмоопасной зоне - 17 субъектов Российской Федерации и 550 муниципальных образований. Точное количество объектов, отвечающих критериям настоящей Концепции и требующих выполнения мероприятий по их сейсмоусилению, предстоит установить на самых ранних этапах реализации республиканской целевой программы "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2010-2013 годы" (далее - Программа), однако, по независимым экспертным оценкам, их количество может составить до 10 тысяч объектов. При этом общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного сейсмоусиления и защиты, по предварительным оценкам, составляет не менее 12-15 млн. квадратных метров с оценочной стоимостью 150-200 млрд. рублей. Разрушение этих объектов в результате воздействия природных катаклизмов может привести к гибели десятков тысяч людей (как это случилось в Армении в 1988 году и в г. Нефтегорске в 1995 году, на Сахалине) и суммарному экономическому ущербу в несколько триллионов рублей.
В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений, в том числе и в районах, традиционно не считавшихся опасными (6-балльное землетрясение в г. Калининграде в 2004 году привело к повреждению более 600 зданий) либо прогнозировавшихся на меньшую балльность (10-балльное землетрясение в 2006 году в Корякском автономном округе), которые привели к необходимости пересмотра действующих нормативов и прогнозов. Это в свою очередь выявило проблему дефицита сейсмостойкости многих зданий и сооружений, проектировавшихся и строившихся по устаревшим нормативным требованиям и представляющих вследствие этого источник повышенной опасности, что с большой вероятностью может привести к прогнозируемой гибели людей и большим разрушениям в результате сейсмических воздействий.
Учитывая важность и остроту проблемы, масштабы необходимых работ и требуемого финансирования, необходимость согласованных совместных действий федеральных, региональных и муниципальных властей, единственно приемлемым способом решения этой проблемы является программно-целевой метод. Важнейшей особенностью программно-целевого метода является ориентация на достижение конечных результатов на основе наиболее эффективного использования выделяемых бюджетных и привлеченных средств, это полностью согласуется и с общими принципами программно-целевого управления.
Попытка решения рассматриваемой проблемы была предпринята на основе федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. № 690 (далее - ФЦП).
Общий объем финансирования ФЦП был определен в объеме 3733,4 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 2036,2 млн. рублей (54,5 процента), включая капитальные вложения 1959 млн. руб., научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 77,2 млн. рублей. Финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 1426,2 млн. рублей (38,3 процента), за счет внебюджетных источников - 266 млн. рублей (7,2 процента).
Реализация ФЦП была намечена в два этапа: первый этап: 2002-2005 годы, второй этап: 2006-2010 годы.
На первом этапе реализации ФЦП средства федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное ФЦП финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов жизнеобеспечения не производилось.
В рамках первого этапа реализации ФЦП были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы были направлены на уточнение сейсмической опасности территорий некоторых субъектов Российской Федерации, разработку конкретных технических решений о способах сейсмоусиления строительных конструкций вышеназванных объектов.
Вместе с тем задачи ФЦП на первом этапе не были реализованы в должном объеме.
В значительной степени это было обусловлено фактическим отсутствием системного подхода к решению этой сложнейшей проблемы и неиспользованием программно-целевого метода в планировании и реализации мероприятий ФЦП, усугубленным недостаточным финансированием.
После рассмотрения итогов реализации первого этапа ФЦП и признания ее неэффективности распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 1546-р было принято решение о досрочном прекращении реализации Программы.
В Республике Дагестан более 90 проц. территории с населением более 2 млн. человек подвержено влиянию землетрясений с интенсивностью до 7-9 баллов. Причем высокая сейсмичность характерна для густонаселенных территорий. Из 9 последних разрушительных землетрясений одно было 9-балльное, два - 8-балльные. При наиболее сильном за этот период землетрясении 1970 года в республике пострадали 4 города и 282 населенных пункта. Экономический ущерб превысил один миллиард рублей в ценах 1970 года, а людские потери составили десятки человек.
Последствия повторения подобного землетрясения в нынешних условиях урбанизации территорий будут в десятки раз больше, при прогнозируемом сильном землетрясении с эпицентром вблизи п. Дубки в зону воздействия с интенсивностью от 6 до 9 баллов попадают 733 населенных пункта с численностью населения 937150 человек. При этом санитарные потери составят 39 тысяч человек, а безвозвратные - от 1400 до 9050 человек.
Среди объектов, находящихся на сейсмоопасных территориях, наибольшего сейсмоусиления требуют жилые дома и промышленные объекты старой застройки (до 1970 года), а также объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта и жизнеобеспечения.
Усугубляют положение неправильная планировка городов и застройка с нарушением генпланов. Особую опасность представляет строительство зданий и сооружений рядом с магистральными нефте- и газопроводами, наружная проводка газовых труб в населенных пунктах и наличие большого количества автозаправочных станций вблизи жилых кварталов. Не отвечает требованиям сейсмической безопасности целый ряд очистных сооружений, нефтехранилищ и других объектов, которые при сильном землетрясении могут вызвать сброс, в том числе и в Каспийское море, токсичных отходов, ядов и других вредных веществ.
Основная часть территории республики является горной, с большой опасностью развития при землетрясениях так называемых вторичных воздействий природного и техногенного характера в виде оползней, обвалов, проседания грунтов и др. Данным явлениям подвержены территории 4 городов и 28 районов республики.
В республике практически отсутствует система мониторинга геологических процессов. В результате прекращения бюджетного финансирования сведена на "нет" инженерно-сейсмометрическая служба. Для проведения сейсмического и геофизического мониторинга территорий республики используется старое оборудование, не позволяющее оперативно передавать и обрабатывать данные.
Требуется повысить готовность специальных служб и населения к землетрясениям, сформировать нормативную базу для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений.
Таким образом необходимость реализации Программы определяется рядом следующих обстоятельств:
территория Республики Дагестан является высокосейсмоопасной, с часто повторяющимися сильными землетрясениями;
по уровню сейсмической опасности и сейсмического риска Республика Дагестан занимает 4 место среди 29 субъектов федерации, находящихся в сейсмоопасных зонах;
все объекты, построенные в городах Махачкале и Каспийске до 1981 г., и почти вся застройка городов и других населенных пунктов республики характеризуются дефицитом сейсмостойкости в 1-3 балла. Необеспеченность сейсмостойкости особо опасна для таких объектов повышенной ответственности, как школы, больницы, дошкольные учреждения и здания массового пребывания людей;
территория республики характеризуется особой интенсивностью развития экзогенных процессов (обвалов, оползней, селей и др.), которые могут быть вызваны даже не очень сильными землетрясениями местных очагов;
на сейсмоопасных территориях республики проходят многие важные коммуникации (транспортные, газовые, нефтяные), находятся гидроэлектростанции и другие объекты, разрушение которых может привести к экологической катастрофе и гибели людей.
В этой связи представляется актуальной необходимость разработки Программы на новой концептуальной основе с учетом всех достоинств и недостатков ранее действовавшей ФЦП.
Системное решение существующего комплекса проблем в рамках программно-целевого метода требует:
совершенствования прогнозных методов и процедур оценки сейсмической опасности и сейсмического риска, включая общее сейсмическое районирование (ОСР), детальное сейсмическое районирование (ДСР) и сейсмическое микрорайонирование (СМР);
разработки методик и создания регламента выполнения комплекса работ для определения дефицита сейсмостойкости зданий и сооружений и оценки связанного с ним риска возникновения ущерба и гибели людей от катастрофических воздействий;
совершенствования методов сейсмоусиления зданий и сооружений;
разработки критериев отбора муниципальных образований, для которых необходимо проведение мероприятий по снижению сейсмического риска и сейсмоусилению систем жизнеобеспечения и объектов, соответствующих критериям Программы;
отбора и ранжирования муниципальных образований, проведения паспортизации с предварительной оценкой совокупного сейсмического риска и дефицита сейсмостойкости объектов федеральной, региональной или частной собственности, систем жизнеобеспечения муниципальных образований, мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также тех, разрушение которых представляет наибольшую опасность либо ведет к максимальному ущербу в условиях проявления катастрофических природных воздействий;
разработки критериев отбора первоочередных объектов для выполнения работ по усилению с учетом материалов комплексных инженерных изысканий, ДСР и СМР;
отбора по результатам паспортизации объектов для проведения в полном объеме регламентных работ по обследованию и определению дефицита сейсмостойкости зданий и сооружений и оценки совокупного риска возникновения ущерба и гибели людей от катастрофических воздействий;
проведения инженерного обследования выделенных объектов и разработки рекомендаций по их сейсмоусилению;
разработки критериев отбора и ранжирования объектов для выполнения работ по усилению;
выполнения комплекса работ по снижению сейсмического риска и усилению отобранных объектов;
выполнения комплекса работ по мониторингу сейсмоопасных объектов.
Использование программно-целевого метода позволит:
обосновать приоритетность мероприятий и объектов Программы, а также необходимый объем их финансирования;
учесть многофакторность, взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы комплексного их решения;
предложить эффективные механизмы реализации Программы;
обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств.

2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом

Защита населения от чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Необходимость реализации Программы в рамках указанного направления определена положениями, содержащимися в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.
Сложившаяся ситуация с сейсмической безопасностью в Российской Федерации требует применения комплексного подхода, реализации системы мер, направленных на повышение устойчивости объектов, ее координации на федеральном уровне.
Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует наличия стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и органов государственной власти.
Минимизация потерь, понесенных вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и создание необходимых условий бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмически опасных районов Республики Дагестан, скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.
Разработку и реализацию Программы предполагается осуществлять на следующей концептуальной основе:
учет местных особенностей, включая природные и экологические факторы;
применение четких критериев отбора объектов, требующих сейсмоусиления;
научное обоснование приоритетности в реализации инвестиционных и практических мероприятий;
системный подход к повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан.
В рамках программно-целевого метода Программа предусматривает последовательное выполнение конкретных задач: от оценки сейсмической опасности территорий Республики Дагестан до обеспечения сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений как главного фактора, приводящего к людским и материальным потерям при сильных землетрясениях.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода

По экспертным оценкам, до 90 процентов зданий и сооружений, расположенных в Республике Дагестан, испытывают дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических явлениях.
Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что муниципальные образования Республики Дагестан имеют недостаточный уровень финансовой обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении, для самостоятельного решения данной проблемы.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:
отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем сейсмоусиления отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб от землетрясений, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан.
Без использования программно-целевых методов результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.
С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан, а также достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности в условиях отказа от использования программно-целевого метода могут увеличиться сроки достижения требуемых результатов в 2-3 раза, а затраты привлекаемых на эти цели ресурсов - в 3-5 раз.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Для обеспечения требований по сейсмической устойчивости зданий и сооружений могут быть определены два основных варианта решения проблемы.
Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан с дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера.
Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Второй вариант решения проблемы ограничивает область программно-целевой разработки достижением требуемого уровня устойчивости определенных жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в конкретных муниципальных образованиях Республики Дагестан в условиях сейсмических рисков.
Преимуществом второго варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости конкретных объектов в условиях ограниченного финансирования. Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что указанный вариант реализации Программы является предпочтительным.
Исходя из существующих приоритетов целесообразно выбрать второй вариант, а конкретно - "поддержку" определенных жилых домов, определенных основных объектов и систем жизнеобеспечения в конкретных муниципальных образованиях Республики Дагестан.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2010-2013 годах в два этапа:
на первом этапе планируется обследование и паспортизация зданий и сооружений с позиций их сейсмобезопасности, проектирование работ по сейсмоусилению выбранных зданий и сооружений, развитие нормативно-технической и правовой базы по обеспечению сейсмической безопасности и реализация основных мероприятий Программы;
на втором этапе планируется усиление основных объектов по отраслям.
При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы с учетом фактических объемов финансирования и других показателей, позволяющих определить порядок достижения целей и решения программных задач.

6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход ее реализации по годам

Основная цель Программы - обеспечение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан в условиях высокой сейсмичности.
Для достижения цели необходимо решить задачи по:
проведению обследования и паспортизации выбранных объектов для выяснения целесообразности сейсмоусиления и определения рекомендуемых проектных мероприятий для их обсуждения, согласования и включения в задание на проектирование;
разработке проектов сейсмоусиления зданий, сооружений и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях Республики Дагестан;
сейсмоусилению зданий, сооружений и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях Республики Дагестан;
выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание научно-методической базы.
Для оценки реализации Программы предполагается использование целевых показателей и индикаторов:
повышение сейсмоустойчивости объектов и систем жизнеобеспечения;
снижение величины ущерба от землетрясения;
уровень достоверности и доступности информации о мерах и требованиях сейсмоустойчивости объектов и систем жизнеобеспечения.

7. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Прогноз потребности в денежных ресурсах на реализацию Программы определен в целом в объеме 3255,8 млн. рублей (приложение № 1).
В том числе:
из федерального бюджета - 2258,9 млн. рублей;
из республиканского бюджета - 915 млн. рублей;
из местных бюджетов и внебюджетных источников - 81,9 млн. рублей (необходимо уточнить при расчете параметров республиканского бюджета Республики Дагестан).
В случае изменения объемов финансирования будет произведена коррекция перечня мероприятий, предусмотренных Программой в настоящее время.
При расчете объемов средств федерального бюджета, необходимых для выделения на софинансирование объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также объемов финансирования таких объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитывается осуществление обязательного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов и (или) внебюджетных источников.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета будут направляться на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан и муниципальной собственности, в виде субсидий в бюджет республики. При этом предусматривается обязательное финансирование в объемах, определенных Программой.
Исходя из предусмотренных на настоящий момент средств можно сделать следующую разбивку по статьям расходов: расходы на капитальные вложения составят 3243,8 млн. рублей, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы - 12,0 млн. рублей (необходимо уточнить при расчете параметров республиканского бюджета Республики Дагестан).
Ресурсное обеспечение Программы и соотношение расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников будут учитывать уровень сейсмического риска территорий и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении муниципальных образований Республики Дагестан, а также иные средства, привлекаемые на цели сейсмоусиления.
Прогноз потребности в денежных ресурсах на выполнение Программы будет уточнен в процессе осуществления мероприятий по ее реализации - обследование жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан и проектирование работ по сейсмоусилению выбранных зданий и сооружений (2010-2012 годы).
Формирование инвестиционных затрат на указанных условиях позволит с высокой степенью вероятности завершить запланированные мероприятия Программы.

8. Предварительная оценка ожидаемой
эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы

Экономическая эффективность и результативность реализации Программы зависят от степени достижения целевых показателей Программы.
С учетом взаимосвязи отдельных показателей общая оценка экономической эффективности и результативности Программы формируется с использованием группы показателей, характеризующих снижение потерь, понесенных вследствие землетрясений, в результате реализации мероприятий Программы.
Численные значения показателей экономической эффективности Программы в период ее реализации на данный момент не определены: при разработке проекта Программы они должны быть приняты с учетом оценки эффективности мероприятий Программы и специфики решаемых проблем.
Эффективность и результативность предлагаемого решения проблемы может быть оценена исходя из того, что реализация мероприятий Программы позволит снизить социальный, экономический и экологический риск в сейсмических районах Республики Дагестан, уменьшить потери, понесенные населением в результате разрушительных землетрясений, создать условия для функционирования систем жизнеобеспечения определенных объектов при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий, минимизировать ущерб, наносимый определенным зданиям и сооружениям в результате сейсмических проявлений.
Достижение положительных результатов в значительной степени повысит привлекательность территории Республики Дагестан для проживания, отдыха и туризма, ведения бизнеса и, соответственно, будет способствовать социально-экономическому развитию региона.

9. Предложения по разработчикам, координаторам,
государственным заказчикам и исполнителям
мероприятий Программы

     Государственный заказчик       - Правительство Республики Дагестан
     Программы

     Разработчик Программы          - ГУ "Республиканский центр
                                      по сейсмической безопасности
                                      и государственному геодезическому
                                      надзору"

     Исполнители Программы          - Министерство строительства
                                      и жилищно-коммунального хозяйства
                                      Республики Дагестан;
                                      ГУ "Республиканский центр
                                      по сейсмической безопасности
                                      и государственному геодезическому
                                      надзору"

     Государственный заказчик-      - Министерство строительства
     координатор Программы            и жилищно-коммунального хозяйства
                                      Республики Дагестан

     Заказчик по объектам           - ГУ "Республиканский центр
                                      по сейсмической безопасности
                                      и государственному геодезическому
                                      надзору"

10. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам и этапам
реализации Программы

Реализация мероприятий Программы должна осуществляться по следующим направлениям (приложения № 2, № 3):
проведение обследования с определением приоритета работ, проработкой технического задания и объема проектных работ (2010-2012 годы);
проведение обследования программных объектов здравоохранения и образования в сейсмических районах Республики Дагестан с выдачей рекомендаций и технического задания на повышение сейсмичности, подготовка рекомендаций и альбомов технических решений по повышению сейсмической защиты (2010-2012 годы);
реализация практических мер по повышению сейсмической устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях Республики Дагестан;
проведение исследований по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты жизненно важных объектов и систем жизнеобеспечения, проектирование систем сейсмоусиления зданий, сооружений и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях Республики Дагестан;
формирование системы определения сейсмической устойчивости объектов, разработка мер сейсмической защиты.
Основу мероприятий Программы, касающихся исследований по оценке сейсмического риска и совершенствования нормативных правовых актов, по проектированию систем сейсмоусиления определенных объектов, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, направленные на:
совершенствование государственного управления территорий и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;
разработку технических регламентов, включающих в том числе требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях Республики Дагестан;
развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер обеспечения сейсмической безопасности объектов;
проектирование систем сейсмоусиления жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях Республики Дагестан.
Основные мероприятия Программы по формированию системы сейсмической защиты, сейсмической устойчивости направлены на:
разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение работ по определению сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан с учетом уровня сейсмических рисков.
Концепцией предусматривается обеспечение реализации неотложных мероприятий по сейсмоусилению жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан, снижение их уязвимости и повышение устойчивости в условиях землетрясений разрушительной силы.

11. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы формируется разработчиком Программы на основании предложений Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительства Республики Дагестан в строгом соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми индикаторами Программы.
При формировании перечня мероприятий Программы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации и нормативы целевого выделения средств с учетом дефицита сейсмостойкости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Дагестан.
Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения контрактов (договоров).
Отбор исполнителей программных мероприятий проводится на конкурсной основе из числа строительных, проектных и научно-исследовательских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и утвержденными в его развитие нормативными правовыми актами.
Программа включает в себя мероприятия по следующим направлениям:

11.1. Оценка сейсмоуязвимости зданий, сооружений

Для обеспечения надежности и безопасности эксплуатируемых и строящихся зданий и сооружений на определенных территориях населенных пунктов в первую очередь необходимо проводить комплексное обследование зданий повышенной социальной ответственности и массового пребывания людей. Для этого следует разработать методы обследования указанных объектов, учитывающих местные климатические условия, а также современные способы и инновационные технологии сейсмоусиления.
Цель - получение данных о техническом состоянии зданий и сооружений на определенных территориях населенных пунктов.
Методы решения:
обследование существующих зданий и сооружений;
составление отчетов по результатам обследований.
Основной результат реализации - создание базы данных по сейсмической уязвимости зданий, сооружений и карт сейсмического риска для определенных территорий населенных пунктов.

11.2. Разработка методов и технологий типовых
и индивидуальных проектов сейсмоусиления
зданий и сооружений

Цель - создание унифицированных типовых технических решений для сейсмоусиления зданий с дефицитом сейсмостойкости.
Методы решения:
разработка унифицированных типовых проектов сейсмоусиления зданий и сооружений массовых серий: крупноблочных, каменных, крупнопанельных;
разработка унифицированных типовых методов, способов и решений сейсмоусиления зданий и сооружений;
разработка опытно-экспериментальных проектов.
Основной результат реализации - создание набора унифицированных типовых проектов для сейсмоусиления зданий и сооружений массовых серий и унифицированных типовых технических решений сейсмоусиления.

11.3. Проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР),
направленных на создание научно-методической базы

Цель - создание научно-методической базы, направленной на повышение эффективности и результативности проводимых мероприятий по обеспечению сейсмобезопасности.
Методы решения:
разработка рекомендаций по строительству и долгосрочному развитию определенных территорий населенных пунктов, нормативно-правового обеспечения для проектов сейсмобезопасности;
разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса для инструментального обследования зданий, сооружений с целью комплексной оценки сейсмостойкости;
разработка конструктивных решений и рекомендаций по проектированию и усилению зданий и сооружений на площадках сейсмичностью 9-10 баллов с неблагоприятными грунтовыми условиями;
разработка конструктивных решений и рекомендаций по проектированию инновационных, эффективных систем сейсмозащиты (сейсмоизоляция, демпфирование и т.д.) для строительства новых и повышения сейсмостойкости существующих объектов;
совершенствование методики оценки сейсмостойкости и уязвимости сооружений, а также методов обследования, разработка предложений по программе (порядка и последовательности) усиления несейсмостойких зданий и сооружений.
Основные результаты реализации:
создание научных основ, методик и элементов диагностирования в вопросах обеспечения сейсмобезопасности;
создание научно обоснованных технических решений защиты зданий, сооружений от сейсмических воздействий.

11.4. Систематизация и дальнейшее развитие
нормативно-технической и правовой базы
в сфере обеспечения сейсмобезопасности
на территории Республики Дагестан

Цель - разработка и утверждение нормативных актов о сейсмобезопасности населения Республики Дагестан, разработка и утверждение регионального регламента строительных норм для Республики Дагестан.
Методы решения:
разработка конструктивных решений и рекомендаций по проектированию и усилению зданий и сооружений, инновационных эффективных систем сейсмозащиты;
создание научных основ диагностирования в вопросах обеспечения сейсмобезопасности.
Основной результат реализации - юридическое обеспечение защиты прав граждан, сейсмобезопасности жилого и социально-культурного фонда Республики Дагестан при воздействии землетрясений.

11.5. Повышение сейсмостойкости основных объектов

Цель - повышение сейсмостойкости зданий и сооружений.
Методы решения:
определение очередности сейсмоусиления определенных объектов;
оценка целесообразности сейсмоусиления отдельных зданий и сооружений;
разработка проектно-сметной документации;

]]>
│  │    │больницы в г. Хасавюрте  │ "Сейсмобезопас- │         │         │   м2    │  2070  │  2010  │  46,05   │  46,05   │         │  60,08   │42,66  │  15,92   │ 1,50  │
│  │    │                         │ ность" № 03 от  │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
│  │    │                         │   27.04.2009    │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010                     │                 │         │         │         │        │        │          │  46,05   │         │  60,08   │42,66  │  15,92   │ 1,50  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2011                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2012                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2013                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │Жилые дома               │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │ 38 │Сейсмоусиление жилдома в │  на разработке  │ муниц.  │сейсмоус.│  квар.  │   24   │        │          │          │         │          │       │          │       │
│  │    │г. Дагестанские Огни по  │                 │         │         │   м2    │  1077  │  2012  │  22,88   │  22,88   │         │  32,63   │22,76  │   9,03   │ 0,84  │
│  │    │ул. Пушкина, 9           │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2011                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2012                     │                 │         │         │         │        │        │          │  22,88   │         │  32,63   │22,76  │   9,03   │ 0,84  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2013                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │ 39 │Сейсмоусиление жилдома в │  на разработке  │ муниц.  │сейсмоус.│  квар.  │   24   │        │          │          │         │          │       │          │       │
│  │    │г. Дагестанские Огни по  │                 │         │         │   м2    │  1077  │  2013  │  22,80   │   22,8   │         │  33,91   │23,65  │   9,39   │ 0,87  │
│  │    │ул. Революции, 14        │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2011                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2012                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2013                     │                 │         │         │         │        │        │          │   22,8   │         │  33,91   │23,65  │   9,39   │ 0,87  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │ 40 │Сейсмоусиление жилдома в │  на разработке  │ муниц.  │сейсмоус.│  квар.  │   24   │        │          │          │         │          │       │          │       │
│  │    │г. Дагестанские Огни по  │                 │         │         │   м2    │  1077  │  2013  │  22,80   │   22,8   │         │  33,91   │23,65  │   9,39   │ 0,87  │
│  │    │ул. Революции, 16        │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2011                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2012                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2013                     │                 │         │         │         │        │        │          │   22,8   │         │  33,91   │23,65  │   9,39   │ 0,87  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │ 41 │Сейсмоусиление жилдома в │  на разработке  │ муниц.  │сейсмоус.│  квар.  │   24   │        │          │          │         │          │       │          │       │
│  │    │г. Дагестанские Огни по  │                 │         │         │   м2    │  1077  │  2013  │  22,80   │   22,8   │         │  33,91   │ 23,65 │   9,39   │ 0,87  │
│  │    │ул. Ильича, 1            │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2011                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2012                     │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2013                     │                 │         │         │         │        │        │          │   22,8   │         │  33,91   │23,65  │   9,39   │ 0,87  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │Итого по Программе:      │                 │         │         │         │        │        │          │          │         │          │       │          │       │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010-2013 годы           │                 │         │         │         │        │        │ 2310,64  │ 2212,99  │         │  3223,8  │2258,9 │  883,0   │ 81,97 │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2010 год                 │                 │         │         │         │        │        │  593,15  │  608,28  │         │  793,6   │563,8  │  210,30  │ 19,5  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2011 год                 │                 │         │         │         │        │        │  561,97  │  462,31  │         │  753,5   │525,6  │  208,6   │ 19,3  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2012 год                 │                 │         │         │         │        │        │  502,85  │  460,34  │         │  661,4   │461,3  │  183,1   │ 17,0  │
├──┼────┼─────────────────────────┼─────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────┼──────────┼───────┤
│  │    │2013 год                 │                 │         │         │         │        │        │  652,67  │  682,06  │         │  1015,3  │708,2  │  281,0   │ 26,10 │
└──┴────┴─────────────────────────┴─────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┴──────────┴──────────┴─────────┴──────────┴───────┴──────────┴───────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru