Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2006 г. № 155

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

(в ред. Постановлений Правительства РД
от 27.12.2006 № 300, от 24.09.2007 № 264,
от 17.04.2008 № 117, от 29.12.2009 № 473)

В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" и комплексного решения проблем жилищной политики в Республике Дагестан, позволяющего повысить уровень доступности жилья для населения, Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Дагестан (далее - Основные направления) в составе следующих разделов:
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
"Обеспечение жильем молодых семей";
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
2. Определить исполнителями Основных направлений по разделам:
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" - Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан;
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;
"Обеспечение жильем молодых семей" - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан;
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" - Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
3. Министерству экономики Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан ежегодно при разработке проектов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2007-2010 годы предусматривать средства на финансирование мероприятий Основных направлений с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РД от 27.12.2006 № 300)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исполнителям по разделам и органам местного самоуправления в срок до 1-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет об освоении денежных средств в Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан.
5. Признать утратившими силу с 1 января 2007 г.:
постановление Правительства Республики Дагестан от 16 сентября 2002 г. № 188 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Переселение граждан Республики Дагестан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2002, № 9, ст. 724);
абзац отменен. - Постановление Правительства РД от 24.09.2007 № 264.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
Ш.ЗАЙНАЛОВ





Одобрены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 3 августа 2006 г. № 155

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

(в ред. Постановлений Правительства РД
от 17.04.2008 № 117, от 29.12.2009 № 473)

Введение

Основные направления реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Дагестан (далее - Основные направления) разработаны в целях продолжения преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации республиканских целевых программ. За период реализации указанных программных документов была, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В настоящее время 25 федеральных законов, включая новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, вступили в силу.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2004 году более 80 процентов.
Новые правовые условия, созданные в результате принятия пакета законов по формированию рынка доступного жилья, создают основу для реализации на практике поставленных целей, но требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Республики Дагестан требуют реализации комплекса мер в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате реализации национального проекта должны быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Реализация Основных направлений в 2006-2010 годах будет направлена на:
стимулирование предложения жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, - раздел "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для целевых групп населения, - раздел "Обеспечение жильем молодых семей";
исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан - раздел "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". В рамках данного раздела будут объединены мероприятия, которые в 2003-2005 годах реализовывались на территории республики в рамках следующих подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище": "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", а также мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и выполнение обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

I. Характеристика проблемы

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, определенным целевым группам населения - молодым семьям. На реализацию последней меры будет направлен раздел "Обеспечение жильем молодых семей".
Однако даже ограниченный существующий платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
Предусмотренная новым Градостроительным кодексом Российской Федерации система градорегулирования и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Однако существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков в целях жилищного строительства.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения. Меры по решению одной из главных проблем - обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой - будут реализованы в рамках раздела "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью при том, что уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 75% и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.
Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению собственностью.
Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках раздела "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".
Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление субсидий из средств федерального бюджета на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход был реализован в рамках федеральной целевой подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище".
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов целесообразно в дальнейшем организовать в рамках единого раздела "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". Это позволит обеспечить согласованность при принятии решений о распределении средств на эти цели между различными категориями граждан с учетом реальных возможностей бюджетов.
Недостаточные возможности улучшения гражданами жилищных условий могут привести к обострению социальной ситуации в стране. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, развивать ипотечное жилищное кредитование.
Однако для достижения данной цели на переходном этапе решение задачи формирования рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь - ипотечного жилищного кредитования, и увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства.

II. Основные цели и задачи

Целью Основных направлений является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан.
Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по четырем основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
предоставление социального жилья;
исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основные меры для развития жилищного строительства направлены на:
формирование системы территориального планирования, разработку правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
разработку комплекса мер по обеспечению новой комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки;
создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.
Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:
обеспечить условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;
обеспечить функционирование унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие рынка ипотечных ценных бумаг в Республике Дагестан;
способствовать развитию новых рыночных институтов и механизмов, формирующих инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (страхование ипотечных кредитов, бюро кредитных историй, ипотечные компании и другие);
разрабатывать предложения по совершенствованию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения, в том числе путем софинансирования федеральных целевых программ и подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий населения;
разрабатывать предложения по совершенствованию системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
В области предоставления социального жилья и исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан необходимо:
обеспечить реформирование на республиканском и муниципальном уровнях системы предоставления социального жилья в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса Российской Федерации;
конкретизировать обязательства Республики Дагестан по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан;
обеспечить сокращение сроков предоставления социального жилья и увеличение темпов исполнения государственных обязательств;
повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств.
Ожидаемые результаты по обеспечению жильем в 2006-2010 годах отдельных категорий граждан приведены в приложении № 2.

III. Сроки и этапы реализации Основных направлений

Мероприятия Основных направлений будут выполняться в 2006-2010 годах в два этапа:
2006-2007 годы - первый этап,
2008-2010 годы - второй этап.
На первом этапе мероприятия будут сконцентрированы на реализации мер по основным приоритетам национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", определенных на этот период.
Основные приоритеты реализации на втором этапе могут быть уточнены по итогам реализации национального проекта в 2006-2007 годах и в соответствии с новыми приоритетами национального проекта.
Целевые индикаторы для первого и второго этапов приведены в приложении № 4.

IV. Мероприятия Основных направлений

Мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов. В качестве критериев успешности решения поставленных задач используются целевые индикаторы и индикаторы оценки, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики.
Перечень мероприятий приведен в приложении № 1.

Развитие жилищного строительства

Мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, будут направлены на обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Финансирование мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках раздела "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".
В рамках раздела будет реализована мера по предоставлению за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов государственных гарантий и субсидированию процентов по банковским кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Государственные гарантии будут предоставляться по кредитам на срок до трех лет включительно. При этом государственные гарантии по кредитам, предоставляемым в период реализации подпрограммы в 2006-2010 годах, а также средства бюджетного субсидирования части процентной ставки по этим кредитам должны быть предусмотрены в необходимом объеме в рамках подпрограммы на часть кредитного периода в пределах срока действия подпрограммы, т.е. до 2010 года включительно.
Источниками средств погашения кредита на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков могут быть как средства от продажи (переуступки права аренды) земельного участка, обеспеченного коммунальной инфраструктурой, средства от продажи жилья в последующие периоды, так и регулируемая муниципальными образованиями плата за подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Организационные мероприятия в рамках раздела будут направлены на:
создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве;
реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования;
развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
внедрение механизмов проведения комплексной застройки территории.
Для успешной реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и увеличения объемов жилищного строительства на первой стадии выполнения раздела необходимо разработать:
проекты планировки территорий для формирования пакетов документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки в целях жилищного строительства;
инвестиционные проекты по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство;
комплексные программы развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом прогнозов жилищного и промышленного строительства;
порядок формирования тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.

Развитие ипотечного жилищного кредитования
населения и рынка жилья

Мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, для осуществления государственной поддержки молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, будут реализовываться путем:
предоставления бюджетных субсидий молодым семьям на приобретение или строительство жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа;
предоставления молодым семьям целевых займов на приобретение или строительство жилья.
(в ред. Постановления Правительства РД от 29.12.2009 № 473)
(см. текст в предыдущей редакции)
Финансирование мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках раздела "Обеспечение жильем молодых семей".
Предусмотрена реализация следующих мер по обеспечению бюджетной поддержки при улучшении жилищных условий данной категории граждан:
предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа);
предоставление молодым семьям целевых займов на приобретение или строительство жилья;
(абзац введен Постановлением Правительства РД от 29.12.2009 № 473)
создание института страхования ипотечных кредитов для молодых семей.
Субсидирование молодым семьям первого взноса при приобретении или строительстве жилья будет производиться на уровне 40 процентов средней стоимости жилья, соответствующего социальным стандартам, при этом 15 процентов средней стоимости стандартного жилья финансируется за счет средств федерального бюджета, 15 процентов средней стоимости стандартного жилья - за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и 10 процентов - за счет средств местных бюджетов. При этом предполагается, что оставшаяся часть стоимости жилья будет профинансирована за счет средств ипотечных или иных кредитов (займов), собственных средств получателей субсидий.
(в ред. Постановления Правительства РД от 17.04.2008 № 117)
(см. текст в предыдущей редакции)
Целевые займы на возвратной основе на приобретение или строительство жилья будут предоставляться молодым семьям на уровне 70 процентов средней стоимости жилья, из них 35 процентов - за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и 35 процентов - за счет средств местного бюджета. При этом предполагается, что оставшаяся часть стоимости жилья будет профинансирована за счет средств ипотечных или иных кредитов (займов), собственных средств получателей целевого займа.
(абзац введен Постановлением Правительства РД от 29.12.2009 № 473)
Одной из форм содействия молодым семьям в улучшении жилищных условий является создание системы страхования ипотечных кредитов с целью снижения размера первоначального взноса.
Основными целями страхования ипотечных кредитов являются:
повышение доступности ипотечных кредитов для молодых семей со средним уровнем доходов, не имеющих накоплений на внесение первоначального взноса при получении кредита;
снижение для молодых семей величины первоначального взноса при получении ипотечного кредита;
увеличение суммы кредита, которую сможет взять молодая семья.
Данная мера будет распространяться на молодые семьи, которые испытывают проблемы в оплате первоначального взноса при получении ипотечного кредита, однако имеют доходы, достаточные для того, чтобы осуществлять платежи по кредиту.
Категории граждан, которым будет обеспечено страхование ипотечных кредитов, определяются Правительством Российской Федерации. Страхование кредита (в размере до 20 процентов от стоимости жилья) позволит снизить требования кредитных организаций к размеру первоначального взноса до 5-10 процентов от стоимости жилья и увеличить доступную для заемщика сумму кредита.
В рамках реализации мероприятий предусмотрены также меры по оказанию государственной поддержки развитию унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов через содействие ОАО "Агентство П" ипотечному жилищному кредитованию", что позволит обеспечить условия для привлечения долгосрочных ресурсов и увеличения объемов предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению.

Предоставление социального жилья и исполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан

Органам местного самоуправления будет оказано содействие при реорганизации системы предоставления социального жилья в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретизации обязательств Российской Федерации и Республики Дагестан по обеспечении жильем и улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.
Организационные мероприятия включают создание единой унифицированной системы предоставления субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отдельным категориям граждан, перед которыми Правительство Российской Федерации имеет государственные обязательства по обеспечению жильем, с использованием механизма государственных жилищных сертификатов, совершенствование системы управлении государственным и муниципальным жилищными фондами социального использования и специализированного жилищного фонда.
Будет осуществлена передача домов, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений, в которых все жилые помещения находятся в муниципальной собственности, на баланс муниципальных образований.
В специализированном жилищном фонде необходимо провести инвентаризацию жилых домов и жилых помещений и переданных в процессе приватизации в нарушение действующего законодательства организациям частной формы собственности, утвердить порядок передачи таких помещений соответственно в государственный или муниципальный жилищный фонд.
Мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и будут реализовываться в рамках раздела "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

V. Ресурсное обеспечение Основных направлений

В 2006-2010 годах общий объем финансирования составит:
за счет всех источников финансирования - 26,4 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 5,1 млрд. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 4,6 млрд. рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных образований - 2,4 млрд. рублей;
за счет внебюджетных средств и средств частных инвесторов и кредиторов - 14,3 млрд. рублей.
Ежегодные суммы финансирования мероприятий Основных направлений за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан будут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год.
Объемы финансирования приведены в приложении № 5.

VI. Механизм реализации мероприятий Основных направлений

Оперативный контроль за реализацией Основных направлений обеспечивается Министерством строительства и архитектуры Республики Дагестан.
Общая координация выполнения Основных направлений осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления, участвующие в реализации Основных направлений, представляют Министерству строительства и архитектуры Республики Дагестан отчеты о ходе их реализации.
Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан еже квартально обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводный отчет о выполнении мероприятий в Правительство Республики Дагестан.
Министерство строительства и архитектуры Республики Дагестан представляет по итогам года в Правительство Республики Дагестан и федеральные органы исполнительной власти доклад о ходе реализации Основных направлений с внесением предложений по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
На уровне органов исполнительной власти Республики Дагестан осуществляется:
развитие нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на территории Республики Дагестан;
проведение предусмотренных Основными направлениями мероприятий;
обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
На уровне органов местного самоуправления осуществляется:
разработка и реализация муниципальных программ;
проведение предусмотренных Основными направлениями мероприятий.

VII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Основных направлений

Оценка социально-экономической эффективности реализации Основных направлений будет производиться на основе системы целевых индикаторов и индикаторов оценки, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач, проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации Основных направлений будет проводиться в Республике Дагестан ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах Правительству Республики Дагестан до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности реализации Основных направлений приведена в приложении № 3.
Система целевых индикаторов приведена в приложении № 4.
Реализация государственной жилищной политики потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Успешное выполнение Основных направлений к 2010 году позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий населения республики;
доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 6,5 лет;
увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов) до 750 млн. рублей в год;
возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов), для 10% семей;
сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 20 лет до 8 лет;
рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья до 1200 тыс. кв. метров в год;
жильем за счет средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов в период за 2006-2010 годы 2834 семьи граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан;
жильем за счет средств федерального, республиканского Республики Дагестан и местных бюджетов в период за 2006-2010 годы более 3200 молодых семей;
совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы Российской Федерации, направленной на повышение доступности жилья для населения;
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.





Приложение № 1
к Основным направлениям реализации
национального проекта "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России"
в Республике Дагестан

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ
ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ" В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

┌───┬────────────────────────┬───────────┬───────────────────────┐
│ № │       Наименование     │   Срок    │     Ответственные     │
│п/п│       мероприятий      │выполнения,│      исполнители      │
│   │                        │    год    │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│ 1 │           2            │     3     │           4           │
├───┴────────────────────────┴───────────┴───────────────────────┤
│                Развитие жилищного строительства                │
├───┬────────────────────────┬───────────┬───────────────────────┤
│1. │Дальнейшее развитие     │2006-2010  │Министерство           │
│   │законодательной и       │           │строительства и        │
│   │нормативной правовой    │           │архитектуры Республики │
│   │базы в области          │           │Дагестан               │
│   │регламентирования       │           │                       │
│   │градостроительной       │           │                       │
│   │деятельности,           │           │                       │
│   │проектирования и        │           │                       │
│   │строительства,          │           │                       │
│   │государственной         │           │                       │
│   │экспертизы и контроля в │           │                       │
│   │проектировании и        │           │                       │
│   │строительстве в целях   │           │                       │
│   │реализации нового       │           │                       │
│   │Градостроительного      │           │                       │
│   │кодекса Российской      │           │                       │
│   │Федерации               │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│2. │Правовое и методическое │2006-2007  │Министерство           │
│   │обеспечение формирования│           │строительства и        │
│   │на уровне муниципальных │           │архитектуры Республики │
│   │районов и городских     │           │Дагестан               │
│   │округов информационных  │           │                       │
│   │систем обеспечения      │           │                       │
│   │градостроительной       │           │                       │
│   │деятельности            │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│3. │Разработка технических  │ 2006-2010 │Министерство           │
│   │регламентов,            │           │строительства и        │
│   │устанавливающих         │           │архитектуры Республики │
│   │требования безопасности,│           │Дагестан               │
│   │которые должны          │           │                       │
│   │соблюдаться при         │           │                       │
│   │территориальном         │           │                       │
│   │планировании,           │           │                       │
│   │градостроительном       │           │                       │
│   │зонировании и планировке│           │                       │
│   │территории, при         │           │                       │
│   │использовании в         │           │                       │
│   │проектировании          │           │                       │
│   │результатов инженерных  │           │                       │
│   │изысканий, при          │           │                       │
│   │архитектурно-           │           │                       │
│   │строительном            │           │                       │
│   │проектировании, при     │           │                       │
│   │строительстве зданий,   │           │                       │
│   │строений и сооружений,  │           │                       │
│   │при производстве        │           │                       │
│   │строительных материалов │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│4. │Методическое обеспечение│ 2006-2010 │Министерство           │
│   │подготовки              │           │строительства и        │
│   │профессиональных кадров │           │архитектуры            │
│   │в области               │           │Республики Дагестан,   │
│   │градостроительного      │           │Министерство           │
│   │проектирования,         │           │имущественных и        │
│   │деятельности по         │           │земельных отношений    │
│   │разработке генеральных  │           │Республики Дагестан    │
│   │планов, правил          │           │                       │
│   │землепользования и      │           │                       │
│   │застройки, документации │           │                       │
│   │по планировке территории│           │                       │
│   │для формирования        │           │                       │
│   │земельных участков,     │           │                       │
│   │предоставляемых на      │           │                       │
│   │открытых аукционах для  │           │                       │
│   │жилищного строительства │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│5. │Методическая поддержка  │ 2006-2010 │Министерство           │
│   │муниципалитетов в сфере │           │строительства и        │
│   │организации             │           │архитектуры Республики │
│   │предоставления          │           │Дагестан, Министерство │
│   │сформированных земельных│           │имущественных и        │
│   │участков на открытых    │           │земельных отношений    │
│   │аукционах для жилищного │           │Республики Дагестан    │
│   │строительства           │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│6. │Реализация мер          │ 2006-2010 │УФАС по РД (по         │
│   │антимонопольного        │           │согласованию),         │
│   │контроля в области      │           │Министерство           │
│   │жилищного строительства │           │строительства и        │
│   │и производства          │           │архитектуры Республики │
│   │стройматериалов         │           │Дагестан               │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│7. │Обеспечение мер         │ 2006-2010 │Министерство           │
│   │государственного        │           │строительства и        │
│   │регулирования и контроля│           │архитектуры Республики │
│   │в области привлечения   │           │Дагестан               │
│   │средств участников      │           │                       │
│   │долевого строительства  │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤
│8. │Разработка и внедрение  │2006-2007  │Министерство           │
│   │методологии повышения   │           │строительства и        │
│   │качества бизнес-планов  │           │архитектуры Республики │
│   │по строительству жилья с│           │Дагестан               │
│   │целью привлечения       │           │                       │
│   │кредитных средств для   │           │                       │
│   │жилищного строительства │           │                       │
├───┼────────────────────────┼───────────┼───────────────────────┤

]]>
Практикой установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания категорий граждан, установленных федеральным законодательством, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
Анализ хода реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 (далее - подпрограмма), показал эффективность применения механизма предоставления субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, действенность основных принципов, таких как добровольность, целевое адресное предоставление средств федерального бюджета, а также привлечение собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья.
Принцип добровольного участия позволил гражданам выбирать более подходящий для них способ решения жилищной проблемы.
Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку позволил:
решать жилищную проблему путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке;
предоставлять гражданам право выбора местоположения жилья и его качественных характеристик;
обеспечить расходование бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам - участникам подпрограммы, только на приобретение жилья.
В ранее действовавшей подпрограмме были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение субсидии для приобретения жилья.
Основные принципы реализации подпрограммы предлагается распространить на мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мердприятиями данного раздела предусмотрено выделение средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов и на другие категории граждан, перед которыми существуют обязательства в соответствии с законодательством, для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для устойчивого функционирования системы предоставления субсидий отдельным категориям граждан целесообразно использование программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она:
является одной из приоритетных при формировании федеральных и республиканских целевых программ, ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни населения, создать условия для функционирования и развития рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

2. Основные цели и задачи раздела

Целью раздела является обеспечение жильем граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Главная задача раздела - финансовая поддержка отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми имеются обязательства в соответствии с законодательством.
Разделом предусматривается использование средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов для предоставления гражданам субсидий на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется сертификатом, и выделение целевых средств республиканского бюджета Республики Дагестан по отдельным категориям граждан.
Гражданам, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в разделе (далее - граждане - участники раздела), субсидия предоставляется органом исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с очередностью, в зависимости от даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Граждане - участники раздела могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субсидии только один раз.
Органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в разделе, об условиях его реализации, а указанные граждане - дать письменное согласие на участие в нем на этих условиях.
Право на получение сертификата имеют категории граждан Российской Федерации, соответствующие условиям подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, кроме того, за счет республиканского бюджета Республики Дагестан планируется предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Дагестан.
Субсидии предоставляются в первую очередь гражданам - участникам раздела, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания и признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Применительно к разделу основанием для признания граждан - участников раздела не имеющими жилых помещений, является:
отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
проживание в общежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
проживание на условиях поднайма (найма у собственника) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Распределение годового объема финансирования между группами граждан - участников раздела осуществляется пропорционально к общим объемам финансирования указанных групп.
За последние годы проблема обеспечения жильем инвалидов в Республике Дагестан приобрела особую остроту. На начало 2006 года в очереди на получение жилья стоят 1197 инвалидов, в том числе 450 семей, имеющих детей-инвалидов, что составляет 3,7 процента от общего количества семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Необходимо строительство благоустроенного жилья для инвалидов, в том числе и строительство социальных домов.
Реализация раздела позволит осуществить мероприятия, направленные на обеспечение социальной защиты самой бедной категории населения.
Строительство социального жилья для инвалидов позволит частично снять остроту проблемы путем временного проживания инвалидов в социальных домах до момента получения в порядке очередности благоустроенной квартиры.

3. Перечень мероприятий по разделу

Мероприятия, обеспечивающие реализацию раздела, будут направлены на решение поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы и организационные мероприятия в соответствии с планом программных мероприятий, указанным в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы.
Организационные мероприятия раздела будут направлены на дальнейшее совершенствование системы управления и контроля за реализацией раздела, на оказание помощи гражданам - участникам раздела, формирование единой базы данных о гражданах - участниках раздела, ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов, а также проведение информационно-разъяснительной работы.

4. Ресурсное обеспечение раздела

Общий объем средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов на предоставление субсидий гражданам - участникам раздела в 2006-2010 годах составляет 1490,93 млн. рублей.
Объем финансирования раздела за счет средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов в 2006-2010 годах по годам приведен в приложении № 1 и ежегодно будет уточняться, исходя из возможностей федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов на соответствующий год.
Исходя из планируемого финансового обеспечения, расчетное число семей граждан - участников раздела составляет 2834 семьи.

5. Механизм реализации раздела

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника раздела на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой.
Порядок выпуска и погашения сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок выпуска и погашения сертификатов как формы бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем военнослужащих не распространяется на участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, предусмотренной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи, указываемой в сертификате.
Расчет размера субсидии (кроме граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и приравненных к ним лиц) производится исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Расчет размера субсидии для граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и приравненных к ним лиц производится исходя из норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Республике Дагестан.
Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии для граждан - участников раздела, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, устанавливается в следующих размерах:
33 кв. метра - для одиноких граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более.
Граждане - участники раздела могут приобретать на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет средств субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.
Общая (жилая) площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина - участника раздела, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата.
Полученный сертификат в течение двух месяцев с даты выдачи сдается владельцем в банк для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления субсидии. Договор банковского счета заключается на срок действия сертификата. На указанный счет могут быть зачислены также личные или заемные (кредитные) средства гражданина - участника раздела.
Владелец сертификата после заключения договора банковского счета в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор (договоры), явившийся (явившиеся) основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения), (далее - договор на жилое помещение), и свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения).
В случае приобретения участником раздела жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств, полученных на эти цели в соответствии с кредитным договором (договором займа), допускается погашение кредита (возврат заемных средств) путем перечисления средств субсидии кредитору (заимодателю).
После приобретения жилья с помощью сертификата граждане - участники раздела исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов.
В случае, если владелец сертификата по какой-либо причине не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе и на дальнейшее участие в разделе в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющими выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан осуществляет:
общее руководство разделом;
координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и юридических лиц, участвующих в реализации раздела, в части исполнения ими положений раздела.

6. Оценка социально-экономической эффективности раздела

Эффективность реализации раздела и использования выделенных на нее средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности прохождения средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов;
государственного регулирования порядка расчета и предоставления субсидии;
адресного предоставления средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов;
возможности привлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья.
Реализация раздела позволит:
обеспечить жильем 2834 семьи граждан - участников раздела, имеющих право на получение жилья;
увеличить спрос на жилье, приобретаемое гражданами - участниками раздела;
способствовать дальнейшему развитию системы ипотечного жилищного кредитования;
создать условия для улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан, а также снизить социальную напряженность среди отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет свои обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.





Приложение № 1
к разделу "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан" Основных направлений
реализации национального проекта "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России" в
Республике Дагестан

ОБЪЕМ
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗДЕЛА "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН" ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ
И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

(млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)
┌──────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┐
│      Источники       │ 2006-  │           В том числе            │
│    финансирования    │  2010  ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│                      │ годы,  │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │
│                      │ всего  │ год  │ год  │ год  │ год  │ год  │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│          1           │   2    │  3   │  4   │  5   │  6   │  7   │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Средства федерального │ 778,24 │57,36 │162,07│163,76│185,37│209,68│
│бюджета - всего,      │        │      │      │      │      │      │
│в том числе по        │        │      │      │      │      │      │
│категориям:           │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│граждане, уволенные с │ 81,129 │27,249│29,48 │ 8,5  │ 7,73 │ 8,17 │
│военной службы        │        │      │      │      │      │      │
│(службы) и            │        │      │      │      │      │      │
│приравненные к ним    │        │      │      │      │      │      │
│лица                  │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│граждане, подлежащие  │  0,0   │ 0,0  │ 0,0  │ 0,0  │ 0,0  │ 0,0  │
│отселению с комплекса │        │      │      │      │      │      │
│"Байконур"            │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│участники ликвидации  │ 653,6  │22,58 │124,44│146,51│168,37│191,71│
│последствий           │        │      │      │      │      │      │
│радиационных аварий и │        │      │      │      │      │      │
│катастроф             │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│вынужденные           │ 39,55  │ 6,85 │ 7,41 │ 7,95 │ 8,43 │ 8,91 │
│переселенцы           │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│граждане, выезжающие  │ 3,956  │0,686 │ 0,74 │ 0,8  │ 0,84 │ 0,89 │
│из районов Крайнего   │        │      │      │      │      │      │
│Севера                │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Средства              │ 712,69 │105,39│125,68│140,76│160,06│180,8 │
│республиканского      │        │      │      │      │      │      │
│бюджета РД - всего,   │        │      │      │      │      │      │
│в том числе по        │        │      │      │      │      │      │
│категориям:           │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│дети-сироты и дети,   │ 134,3  │ 25,0 │ 27,8 │ 25,6 │ 27,1 │ 28,8 │
│оставшиеся без        │        │      │      │      │      │      │
│попечения родителей   │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ветераны,     инвалиды│ 369,41 │ 64,0 │69,25 │74,24 │78,72 │83,20 │
│Великой  Отечественной│        │      │      │      │      │      │
│войны и приравненные к│        │      │      │      │      │      │
│ним лица              │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│инвалиды и  семьи,    │ 208,98 │16,39 │28,63 │40,92 │54,24 │68,80 │
│имеющие    детей-инва-│        │      │      │      │      │      │
│лидов                 │        │      │      │      │      │      │
├──────────────────────┼────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Итого:                │1490,93 │162,75│287,75│304,52│345,43│390,48│
└──────────────────────┴────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘





Приложение № 2
к разделу "Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан" Основных
направлений реализации национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам
России" в Республике Дагестан

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ В 2006 - 2010 ГОДАХ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН (СЕМЕЙ)

(количество семей)
┌────────────────────────┬────────┬───────────────────────────────────┐
│    Категории граждан   │ 2006-  │           В том числе:            │
│                        │2010 гг.├──────┬──────┬───────┬──────┬──────┤
│                        │ всего  │ 2006 │ 2007 │ 2008  │ 2009 │ 2010 │
│                        │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Уволенные или          │   71   │  26  │  26  │   7   │  6   │  6   │
│ увольняемые            │        │      │      │       │      │      │
│ военнослужащие         │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Граждане Российской    │   0    │   0  │   0  │   0   │  0   │  0   │
│ Федерации, подлежащие  │        │      │      │       │      │      │
│ отселению с комплекса  │        │      │      │       │      │      │
│ "Байконур"             │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Участники ликвидации   │  777   │  32  │ 163  │  179  │ 194  │ 209  │
│ последствий            │        │      │      │       │      │      │
│ радиационных аварий и  │        │      │      │       │      │      │
│ катастроф              │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Вынужденные переселенцы│   40   │   8  │  8   │   8   │  8   │  8   │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Граждане, выезжающие из│   5    │  1   │  1   │   1   │  1   │  1   │
│ районов Крайнего Севера│        │      │      │       │      │      │
│ и приравненных к ним   │        │      │      │       │      │      │
│ местностей             │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Ветераны, инвалиды     │  725   │ 145  │ 145  │  145  │ 145  │ 145  │
│ Великой                │        │      │      │       │      │      │
│ Отечественной войны    │        │      │      │       │      │      │
│ и приравненные к       │        │      │      │       │      │      │
│ ним лица               │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Дети-сироты и дети,    │  223   │  48  │  49  │  42   │  42  │  42  │
│ оставшиеся без         │        │      │      │       │      │      │
│ попечения родителей    │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Инвалиды и семьи,      │  993   │  93  │ 150  │  200  │ 250  │ 300  │
│ имеющие детей-         │        │      │      │       │      │      │
│ инвалидов              │        │      │      │       │      │      │
├────────────────────────┼────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┤
│ Всего:                 │  2834  │ 353  │ 542  │  582  │ 646  │ 711  │
└────────────────────────┴────────┴──────┴──────┴───────┴──────┴──────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru