Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2004 г. № 222

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"О РАЗВИТИИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства РД
от 20.10.2004 № 251, от 06.02.2006 № 18,
от 16.10.2006 № 219, от 10.11.2008 № 370,
от 18.03.2009 № 69, от 14.09.2009 № 304)

В целях реализации Закона Республики Дагестан "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2004, № 6, ст. 486), обеспечения государственной поддержки населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, эффективного использования средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан, и в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 февраля 2004 г. № 61 "О развитии системы ипотечного кредитования в Республике Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2004, № 2 (ч. II), ст. 222) Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить:
прилагаемую республиканскую целевую программу развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан на 2004-2010 годы (далее - Программа);
Положение о порядке и условиях участия граждан в реализации республиканской целевой программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан на 2004-2010 годы, финансирования Программы (далее - Положение) согласно приложению.
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Рекомендовать администрациям районов и городов принять участие в финансировании мероприятий Программы.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 4 июня 2001 г. № 103 "О Программе долгосрочного жилищного финансирования и ипотечного кредитования жилищного строительства в Республике Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2001, № 6, ст. 502).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель Правительства
Республики Дагестан
Х.ШИХСАИДОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 14 сентября 2004 г. № 222

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2004-2010 ГОДЫ

ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
НА 2004-2010 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)

Наименование                    -   республиканская целевая программа развития
Программы                           системы ипотечного жилищного кредитования
                                    в Республике Дагестан на 2004-2010 годы
                                    (далее - Программа)

Основание для разработки        -   Закон Республики Дагестан "О развитии
Программы                           ипотечного жилищного кредитования",
                                    постановление Правительства Республики Дагестан
                                    от 25 февраля 2004 г. № 61 "О развитии системы
                                    ипотечного кредитования в Республике Дагестан"

Государственный заказчик        -   Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Программы                           Республики Дагестан

Основной разработчик            -   Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Программы                           Республики Дагестан

Цель Программы                  -   создание эффективно работающей системы
                                    обеспечения доступным по стоимости жильем граждан,
                                    постоянно проживающих на территории Республики Дагестан

Исполнители Программы           -   Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
                                    Республики Дагестан, органы местного самоуправления
                                    (по согласованию), Региональные операторы, строительные,
                                    кредитные, страховые и специализированные организации,
                                    аккредитованные государственным заказчиком Программы

Основные задачи                 -   создание организационно-финансового механизма,
Программы                           обеспечивающего устойчивое и эффективное
                                    функционирование системы ипотечного жилищного кредитования
                                    и рефинансирования кредитных организаций;
                                -   привлечение внебюджетных средств для осуществления
                                    строительства жилых объектов

Сроки и этапы реализации        -   2004-2010 годы, в том числе:
Программы                           I  этап - 2004-2005 годы;
                                    II этап - 2005-2006 годы;
                                    III этап - 2006-2010 годы

Объемы и источники              -   планируемый объем  средств для реализации
финансирования Программы            Программы -  6200,0 млн. руб.,
                                    в том числе за счет:
                                -   средств республиканского бюджета РД - 840,0 млн. руб.;
                                -   средств населения - 1200 млн. руб.;
                                    привлеченных и других внебюджетных источников - 3550 млн. рублей

Ожидаемые конечные              -   формирование стабильно функционирующего рынка
результаты реализации               ипотечного жилищного кредитования;
Программы                       -   создание механизма государственной поддержки граждан,
                                    приобретающих жилье с привлечением ипотечных жилищных кредитов;
                                -   создание маневренного фонда для заемщиков, не выполнивших
                                    свои обязательства по договорам ипотечного жилищного кредитования

Система организации контроля    -   контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется
за исполнением Программы            Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД,
                                    Министерством финансов Республики Дагестан
                                    и Министерством экономики Республики Дагестан

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Характер социально-экономических преобразований в Российской Федерации, масштаб проблем развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования и объективно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обусловливают необходимость создания и развития системы ипотечного жилищного кредитования, привлечения в жилищную сферу долгосрочных финансовых ресурсов, что требует при решении этих вопросов использовать программный подход.
Современное состояние строительного комплекса как в России, так и в Республике Дагестан не позволяет в рамках традиционных способов и форм организации жилищного строительства существенно увеличить его объемы и обеспечить доступность жилья широким слоям населения. Развитие долевых схем, ориентированных на небольшую рассрочку платежей покупателей за жилье, ограничено платежеспособным спросом и к настоящему времени исчерпало себя.
В сложившихся условиях наиболее важной задачей является стимулирование платежеспособного спроса граждан на жилье с одновременным наращиванием объемов жилищного строительства с целью избежания гипертрофированного роста цен на вторичном рынке жилой недвижимости. Наиболее эффективным финансовым механизмом, способным решить поставленную задачу, является ипотечное жилищное кредитование. Этот механизм сочетает в себе строительную отрасль, рынок недвижимости, банковские кредиты и ценные бумаги. С помощью жилищной ипотеки могут решаться как социальные, так и экономические проблемы, стоящие перед обществом.
Главным достоинством ипотеки является возможность финансирования жилищного строительства за счет сбережений граждан, кредитных учреждений и инвесторов при соблюдении паритета интересов всех участников.
На федеральном уровне создана нормативная правовая база для развития общегосударственной системы ипотечного жилищного кредитования.
Она предусматривает наличие первичного и вторичного рынков ипотечных жилищных кредитов. На первичном рынке осуществляется предоставление кредитными организациями ипотечных кредитов (займов) гражданам и выпуск закладных (ценных бумаг, удостоверяющих права ее владельца по кредитному договору и договору об ипотеке).
Система ипотечного кредитования предусматривает рефинансирование агентствами по ипотечному жилищному кредитованию (далее - Агентство) кредитов, выдаваемых участникам Программы по единым стандартам (двухуровневая система рефинансирования).
Система, состоящая из двух уровней, реализуемая Агентством, позволяет равномерно распределять риски между участниками рынка, обеспечить их тесное взаимодействие с органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.
Для формирования и развития ипотечного жилищного кредитования, привлечения в эту сферу средств из внебюджетных источников, реализации социальной поддержки отдельных категорий граждан в установленном законодательством порядке, на конкурсной основе определяются организации, осуществляющие управление системой ипотечным жилищным кредитованием (далее - Региональный оператор).
Учет названных обстоятельств вызвал необходимость разработки Программы. Потребность в ней обусловлена сформировавшимся к настоящему времени комплексом факторов, способствующих развитию ипотечного дела в Республике Дагестан.

2. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы - создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан, постоянно проживающих на территории Республики Дагестан и в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Система ипотечного кредитования основана на рыночных принципах приобретения жилья за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.
Для достижения этой цели в рамках настоящей Программы предусматривается решение следующих задач:
создание организационно-финансового механизма, стимулирующего развитие жилищного строительства, обеспечивающего устойчивое и эффективное функционирование системы ипотечного жилищного кредитования и рефинансирование кредитных организаций;
привлечение внебюджетных средств для приобретения жилья в ипотеку;
привлечение в жилищное строительство финансовых ресурсов инвесторов и развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан;
создание эффективного механизма адресной государственной поддержки отдельных категорий граждан, участвующих в реализации Программы.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа с 2004 по 2010 годы.
На первом этапе - 2004-2005 годы будут осуществляться:
мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы Республики Дагестан, организация взаимодействия участников Программы, проведение исследований платежеспособного спроса населения Республики Дагестан для оценки количества потенциальных участников ипотечного жилищного кредитования, создание системы по привлечению сбережений граждан в сферу жилищного строительства. Предусматривается предоставление и рефинансирование ипотечных жилищных кредитов.
На втором этапе - 2005-2006 годы намечается:
осуществление рефинансирования кредитных организаций, принимающих участие в ипотечном жилищном кредитовании на территории Республики Дагестан, привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в жилищное строительство, в том числе органов местного самоуправления;
развитие системы по привлечению и накоплению сбережений граждан в сферу жилищного строительства, создание системы адресной целевой государственной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На третьем этапе - 2006-2010 годы предполагается:
дальнейшее развитие всех направлений второго этапа.

4. Мероприятия Программы

Мероприятия Программы предусматривают создание системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан и призваны обеспечить взаимодействие всех исполнителей Программы согласно приложению № 1.
Программные мероприятия подразделяются на мероприятия по созданию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие ипотечного жилищного кредитования в республике, организационные мероприятия, направленные на создание первичного и вторичного рынков ипотечного жилищного кредитования, а также мероприятия по реализации государственной поддержки участников Программы.
Среди мероприятий по финансированию расходов на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета РД основным является подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов республиканского бюджета РД на соответствующий год.

5. Механизм реализации Программы

В целях реализации Программы функции оперативного управления Программой возлагаются на Регионального оператора, который является исполнителем Программы и осуществляет от имени государственного заказчика управление реализацией Программы.
Региональный оператор в целях реализации Программы обеспечивает использование рычагов государственной, экономической, финансовой и бюджетной политики, в том числе:
привлечение собственных средств участников Программы, средств частных инвесторов и кредитных ресурсов;
использование различных форм государственной поддержки, в их числе финансирование мероприятий Программы из республиканского бюджета РД и бюджетов муниципальных образований;
предоставление субсидий из республиканского бюджета РД отдельным категориям граждан для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным ими в кредитных организациях для приобретения жилья;
оказание муниципальным образованиям финансовой помощи для создания маневренного жилого фонда;
осуществление процедуры рефинансирования ипотечных кредитов в установленном порядке.

Функции государственного заказчика Программы:

формирование и развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
обеспечение надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых для развития ипотечного жилищного кредитования;
сопровождение государственных инвестиций, выделяемых на развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан;
внедрение на территории Республики Дагестан стандартов по ипотечному жилищному кредитованию;
разработка механизма государственной поддержки и стимулирования отдельных категорий граждан, участвующих в Программе.

Функции Регионального оператора:

рефинансирование кредитных организаций, осуществляющих ипотечное жилищное кредитование, путем приобретения у них прав требования по ипотечным жилищным кредитам (закладных), с последующей их продажей Агентству;
привлечение внебюджетных инвестиций в жилищное строительство;
заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с участниками первичного рынка ипотечного жилищного кредитования;
внедрение единых стандартов, процедур выдачи, сопровождения и рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
приобретение прав по кредитным договорам и договорам ипотеки (закладных) у кредитных организаций;
продажа жилья гражданам - участникам Программы;
осуществление мероприятий, направленных на организацию вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования, включающие:
выкуп прав по кредитным договорам, обеспеченным ипотекой (закладных) у кредитных организаций;
продажу Региональным оператором закладных привлекаемым инвесторам;
создание единой информационной системы ипотечного жилищного кредитования;
общая координация взаимодействия между участниками первичного рынка ипотечных жилищных кредитов;
оказание консультационных услуг населению, проведение предварительной квалификации платежеспособности потенциальных заемщиков;

Функции кредитной организации:

предоставление ипотечных жилищных кредитов на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями и условиями кредитования;
передача прав по кредитным договорам и договорам ипотеки (закладных) в установленном порядке Региональному оператору;
оформление кредитного договора (договора займа) и договора об ипотеке;
обслуживание выданных ипотечных кредитов;
контроль за правильностью и своевременностью внесения платежей по закладной;
проверка наличия, состояния и условий содержания предметов ипотеки.

Функции страховых компаний:

страховые компании, имеющие лицензии, осуществляют:
имущественное страхование;
страхование заложенного жилья;
личное страхование заемщиков;
страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка.
Выгодоприобретателем по договорам страхования будут являться кредитные организации. В случае передачи прав требования по кредитным договорам заемщик должен обеспечить переоформление договора страхования, передав права выгодоприобретателя новому кредитору.

Функции оценщиков:

оценщики - юридические и физические лица, имеющие право на осуществление профессиональной оценки жилых помещений, являющихся предметом залога при ипотечном кредитовании, проводят оценку стоимости имущества, предоставляемого в обеспечение кредитов.

Функции риэлтерских фирм:

юридические лица, получившие лицензии как профессиональные посредники на рынке купли-продажи жилья, осуществляют:
подбор вариантов купли-продажи жилья для заемщиков и продавцов жилья, помощь в заключении сделок по купле-продаже, организации продажи жилья по поручению участников рынка жилья;
участие в организации проведения торгов по реализации жилья, на которое обращено взыскание;
оказание услуг по оформлению соответствующих документов при заключении сделки купли-продажи жилья.

Функции органов местного самоуправления:

участие в финансировании Программы и создании маневренного жилого фонда.

Функции органов государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним:

регистрация сделок купли-продажи жилых помещений, оформление перехода прав собственности к новому собственнику;
регистрация договоров об ипотеке и права ипотеки;
хранение и предоставление информации по правам собственности и обременению залогом жилья всем участникам ипотечного рынка.

Общие процедуры выделения средств
из республиканского бюджета РД на реализацию Программы:

предоставление заемщикам субсидий из республиканского бюджета РД для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным ими в кредитных организациях для приобретения жилья, осуществляется в установленном Правительством РД порядке;
перечень категорий граждан, имеющих право на получение бюджетной субсидии, предельный размер бюджетной субсидии, порядок предоставления субсидий из средств республиканского бюджета РД, а также другие условия предоставления бюджетной субсидии определяются Правительством Республики Дагестан;
порядок предоставления субсидий из средств бюджетов муниципальных образований устанавливается органом местного самоуправления;
формирование, использование и страхование маневренного фонда для заемщиков, не выполнивших свои обязательства по договорам ипотечного жилищного кредитования, производится в установленном законодательством порядке.

6. Источники финансирования Программы

Источниками финансирования Программы являются:
средства коммерческих банков и других кредитных учреждений;
собственные средства заемщиков;
средства предприятий, организаций и учреждений;
республиканский бюджет РД;
другие внебюджетные источники.
Источники и прогнозируемые объемы финансирования Программы:
объем средств - 6200,0 млн. руб., в том числе:
средства республиканского бюджета РД - 840,0 млн. рублей;
средства населения - 1200 млн. рублей;
средства привлеченных и других внебюджетных источников - 3550 млн. рублей.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета РД (приложение № 2) могут корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета РД на соответствующий год.

7. Система организации контроля за исполнением Программы

Общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан осуществляет оперативную работу и текущее управление Программой путем обеспечения:
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
разработки проектов нормативных правовых актов для развития ипотечного жилищного кредитования;
организации работы по предоставлению отдельным категориям граждан субсидий из средств республиканского бюджета РД на безвозвратной основе на оплату части процентных ставок на приобретение жилья с привлечением ипотечного жилищного кредита;
организации работы по предоставлению жилья для временного поселения граждан, участвующих в Программе, утративших жилье в результате обращения взыскания на предмет ипотеки и не имеющих иного пригодного для проживания жилья;
организации работы по методическому и информационному обеспечению участников Программы;
информационно-аналитического процесса реализации Программы и мониторинга выполнения Программы;
подготовки предложений по корректировке плана по реализации Программы на соответствующий год по источникам, объемам финансирования и перечню предлагаемых к реализации мероприятий по результатам принятия республиканского бюджета РД и уточнения объемов финансирования из других источников;
контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств на период реализации Программы;
подготовки предложений по созданию или привлечению организаций для реализации проектов Программы;
предоставления отчетов в Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан об использовании средств республиканского бюджета РД.

8. Ожидаемые результаты от реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается:
создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем населения республики со средними доходами;
создание в республике непрерывно действующей системы обеспечения граждан, проживающих на территории Республики Дагестан и в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, доступным жильем с привлечением средств внебюджетных источников, а также сбережений населения;
создание маневренного фонда для заемщиков, не выполнивших свои обязательства по договорам ипотечного жилищного кредитования;
закрепление и развитие механизма оказания адресной, целевой государственной поддержки отдельным категориям граждан, участвующим в реализации Программы;
снижение доли расходов государства на решение жилищной проблемы в республике за счет перехода Программы на частичное самофинансирование;
увеличение объемов жилищного строительства Республики Дагестан.
Результатами реализации Программы станут повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для жителей республики, приобретение жилья с привлечением ипотечного кредита порядка 1500 семьям, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, привлечение свыше 3,5 млрд. руб. из внебюджетных источников финансирования в жилищное строительство.


]]>



Приложение № 1
к республиканской целевой программе
развития системы ипотечного жилищного кредитования
в Республике Дагестан
на 2004-2010 годы

ПЛАН
ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ДОКУМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦Наименование             ¦Вид         ¦Срок     ¦Ответственные   ¦
¦мероприятий              ¦документа   ¦исполне- ¦исполнители     ¦
¦                         ¦            ¦ния      ¦                ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦            1            ¦     2      ¦    3    ¦       4        ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦1. Подготовка            ¦информация  ¦ежемесяч-¦Минархстрой РД  ¦
¦предложений о            ¦в СМИ       ¦но       ¦                ¦
¦максимально допустимой   ¦            ¦         ¦                ¦
¦стоимости одного         ¦            ¦         ¦                ¦
¦квадратного метра        ¦            ¦         ¦                ¦
¦жилья, приобретаемого    ¦            ¦         ¦                ¦
¦по ипотеке заемщиком в   ¦            ¦         ¦                ¦
¦соотношении со           ¦            ¦         ¦                ¦
¦среднестатистической     ¦            ¦         ¦                ¦
¦рыночной ее стоимостью   ¦            ¦         ¦                ¦
¦в рассматриваемом        ¦            ¦         ¦                ¦
¦населенном пункте.       ¦            ¦         ¦                ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦2. Осуществление         ¦информация  ¦сентябрь ¦Минархстрой РД, ¦
¦расчета размеров         ¦            ¦2004 г.  ¦Минфин РД,      ¦
¦ассигнований из          ¦            ¦         ¦Минэкономики РД,¦
¦республиканского         ¦            ¦         ¦администрации   ¦
¦бюджета РД, необходимых  ¦            ¦         ¦городов и       ¦
¦муниципальным            ¦            ¦         ¦районов         ¦
¦образованиям для         ¦            ¦         ¦                ¦
¦создания маневренного    ¦            ¦         ¦                ¦
¦жилого фонда с условием  ¦            ¦         ¦                ¦
¦обязательного            ¦            ¦         ¦                ¦
¦софинансирования за      ¦            ¦         ¦                ¦
¦счет средств бюджетов    ¦            ¦         ¦                ¦
¦муниципальных            ¦            ¦         ¦                ¦
¦образований.             ¦            ¦         ¦                ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦3. Определение перечня   ¦проект      ¦сентябрь ¦Минархстрой РД, ¦
¦категорий граждан,       ¦постановле- ¦2004 г.  ¦Региональные    ¦
¦имеющих право на         ¦ния         ¦         ¦операторы,      ¦
¦получение бюджетной      ¦Правительст-¦         ¦Минфин РД,      ¦
¦ссуды и порядка ее       ¦ва РД       ¦         ¦Минэкономики    ¦
¦предоставления.          ¦            ¦         ¦РД              ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦4. Осуществление         ¦информация  ¦октябрь  ¦Региональные    ¦
¦мониторинга рынка жилья  ¦            ¦2004 г.  ¦операторы,      ¦
¦и на его основе          ¦            ¦         ¦Минархстрой РД, ¦
¦разработать и            ¦            ¦         ¦Минфин РД,      ¦
¦организовать систему     ¦            ¦         ¦ТО Госкомстата  ¦
¦долгосрочного            ¦            ¦         ¦РФ по РД,       ¦
¦(краткосрочного)         ¦            ¦         ¦администрации   ¦
¦прогнозирования          ¦            ¦         ¦городов и       ¦
¦ситуации на рынке жилья  ¦            ¦         ¦районов         ¦
¦в Республике Дагестан.   ¦            ¦         ¦                ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+
¦5. Изучить возможности   ¦информация  ¦октябрь  ¦Минархстрой РД  ¦
¦кредитных организаций,   ¦            ¦2004 г.  ¦Региональные    ¦
¦осуществляющих           ¦            ¦         ¦операторы       ¦
¦ипотечное кредитование   ¦            ¦         ¦Минфин РД       ¦
¦заемщиков, и представить ¦            ¦         ¦ТО Госкомстата  ¦
¦Правительству            ¦            ¦         ¦РФ по РД        ¦
¦Республики Дагестан      ¦            ¦         ¦кредитные       ¦
¦информацию.              ¦            ¦         ¦учреждения      ¦
¦                         ¦            ¦         ¦администрации   ¦
¦                         ¦            ¦         ¦городов и       ¦
¦                         ¦            ¦         ¦районов         ¦
+-------------------------+------------+---------+----------------+





Приложение № 2
к республиканской целевой Программе
развития ипотечного жилищного кредитования
в Республике Дагестан на 2004-2010 гг.

ИСТОЧНИКИ
И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

                                                                     млн. руб.
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Источники          ¦2004 -   ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦
¦финансирования     ¦2010 годы¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Средства           ¦840,0    ¦20,0   ¦80,0   ¦100,0  ¦125,0  ¦150,0  ¦180,0  ¦185,0  ¦
¦республиканского   ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦бюджета РД         ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Средства           ¦610,0    ¦   -   ¦70,0   ¦80,0   ¦90,0   ¦100,0  ¦120,0  ¦150,0  ¦
¦федерального       ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦бюджета            ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Средства населения ¦1200,0   ¦20,0   ¦110,0  ¦160,0  ¦160,0  ¦200,0  ¦250,0  ¦300,0  ¦
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Прочие             ¦3550,0   ¦   -   ¦250,0  ¦350,0  ¦450,0  ¦650,0  ¦850,0  ¦1000,0 ¦
¦внебюджетные       ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦источники          ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ВСЕГО:             ¦6200,0   ¦40,0   ¦510,0  ¦690,0  ¦825,0  ¦1100,0 ¦1400,0 ¦1635,0 ¦
+-------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+





Приложение
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 14 сентября 2004 г. № 222

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В РЕАЛИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2004 - 2010 ГОДЫ,
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановлений Правительства РД
от 20.10.2004 № 251, от 06.02.2006 № 18,
от 16.10.2006 № 219, от 10.11.2008 № 370,
от 18.03.2009 № 69, от 14.09.2009 № 304)

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Дагестан "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан", распоряжением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2004 г. № 192-р и определяет порядок и условия участия граждан в республиканской целевой программе развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Дагестан на 2004-2010 годы (далее - Программа), а также финансирования расходов из республиканского бюджета РД на реализацию Программы.
2. Приобретение и предоставление жилья участникам Программы осуществляется на территории Республики Дагестан.
3. Жилищный кредит, приобретенный в кредитной или иной организации, является целевым и используется гражданином исключительно для приобретения жилья на территории Республики Дагестан.

2. Порядок предоставления гражданам бюджетных субсидий

4. Право на получение бюджетной субсидии имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Дагестан и получившие жилищный кредит на приобретение или строительство жилья в пределах установленной законодательством социальной нормы площади на семью, в их числе:
лица, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
лица, проживающие в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для постоянного проживания (не отвечающим установленным санитарным, противопожарным, экологическим, градостроительным и техническим требованиям);
многодетные семьи;
молодые семьи;
работники бюджетной сферы;
лица, замещающие государственные должности Республики Дагестан;
лица, замещающие государственные должности государственной гражданской службы Республики Дагестан;
лица, замещающие муниципальные должности в Республике Дагестан;
лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы в Республике Дагестан;
граждане, работающие на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, расположенных на территории Республики Дагестан;
граждане, осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Дагестан, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Дагестан;
федеральные государственные служащие, обеспечение жильем которых в соответствии с действующим законодательством производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
сотрудники подразделений милиции общественной безопасности, финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
(абзац введен Постановлением Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
Категории граждан, указанные в абзацах 6 - 14 настоящего пункта, должны иметь минимальный стаж работы в указанных органах и организациях не менее 3-х лет.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Государственная поддержка в виде предоставления субсидий предоставляется гражданам один раз.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Бюджетные субсидии предоставляются гражданам, получившим жилищные кредиты, удовлетворяющие следующим условиям:
срок кредита не должен превышать 30 лет;
сумма кредита не должна превышать 90 процентов рыночной стоимости покупаемого жилья, являющегося предметом залога;
заемщик обязан внести первоначальный взнос на оплату части жилья в размере не менее 10 процентов его стоимости за счет собственных средств;
общий размер процентной ставки по жилищному кредиту не должен превышать ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации более чем на три процентных пункта;
в случае если процентная ставка за пользование жилищным кредитом и сумма жилищного кредита превышают размеры, установленные настоящим пунктом, возмещение части расходов гражданина по уплате процентов производится в пределах установленных размеров.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Бюджетные субсидии предоставляются для компенсации расходов граждан по уплате процентов по ипотечным кредитам в размере 3/4 процентной ставки за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан.
Расчет размера предоставляемой субсидии производится по следующей формуле:

С = 3/4 х П х (М х Н : Ц),

где:
С - сумма ежемесячной субсидии;
П - сумма уплаченных за месяц процентов (с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации);
М - площадь приобретенного жилья (с учетом нормы предоставления жилой площади на 1 члена семьи);
Н - стоимость 1 кв. метра согласно нормативам, установленным Министерством регионального развития Российской Федерации;
Ц - стоимость приобретенного жилья согласно договору купли-продажи.
При Ц ниже стоимости, рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного кв. метра, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации по Республике Дагестан, в расчете суммы субсидии используется фактическая стоимость жилья, указанная в договоре купли-продажи.
(введено Постановлением Правительства РД от 18.03.2009 № 69)
(п. 7 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Гражданин, желающий получить бюджетную субсидию, обращается в организацию, осуществляющую управление системой ипотечного жилищного кредитования (далее - Региональный оператор), для осуществления процедуры проведения проверки его платежеспособности и подготовки заключения о возможности предоставления гражданину жилищного кредита для последующего обращения в кредитную организацию.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Гражданин, прошедший процедуру проверки на платежеспособность и имеющий право на получение бюджетной субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, представляет Региональному оператору заявление установленной формы на получение бюджетной субсидии.
Прием и регистрация заявлений, а также разъяснения о порядке заполнения бланка заявления и перечня необходимых документов производит Региональный оператор.
(п. 9 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В заявлении на получение бюджетной субсидии указываются:
сведения о заемщике (паспортные данные, адрес постоянного проживания);
сведения о составе семьи заявителя (ФИО, степень родства, дата рождения);
предполагаемая стоимость приобретаемого жилья;
необходимый размер жилищного кредита;
размер совокупного ежемесячного дохода семьи.
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия паспорта или заменяющего его документа;
справка с места жительства (выписка из домовой книги);
справка с места работы с указанием должности, срока работы и сведений о заработной плате за последние 6 месяцев;
копия декларации о доходах с отметкой налоговой инспекции о ее принятии для граждан, на которых законодательством о налогах и сборах возложена обязанность представлять декларацию о доходах;
копии документов о праве собственности на имеющееся у гражданина недвижимое имущество;
письменное распоряжение гражданина о перечислении суммы бюджетной субсидии на его лицевой счет в кредитной организации или непосредственно на счет погашения жилищного кредита, указанный в договоре о предоставлении гражданину жилищного кредита.
Заявитель вправе представить иные документы, подтверждающие его платежеспособность.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Региональный оператор в течение 14 рабочих дней со дня представления всех указанных в пункте 10 настоящего Положения документов сообщает гражданину о возможности и условиях предоставления бюджетной субсидии, либо письменно представляет гражданину мотивированный отказ.
(в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Гражданин вправе самостоятельно подобрать себе жилье, как до обращения в кредитную организацию за получением жилищного кредита, так и после.
Выбранную гражданином квартиру оценивает в установленном порядке оценщик (юридическое или физическое лицо), услуги которого оплачивает заемщик, а кредитор на основании результатов оценки соотносит ее с размером выдаваемого кредита.
13. Региональный оператор из числа граждан, получивших положительное заключение о возможности получения бюджетной субсидии, формирует предварительный список граждан, претендующих на получение бюджетных субсидий.
14. После заключения гражданином с кредитной организацией в установленном порядке договора о предоставлении жилищного кредита (договора займа) Региональный оператор представляет уточненный список граждан, претендующих на получение бюджетной субсидии в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан для согласования и последующего представления на утверждение заместителю Председателя Правительства Республики Дагестан, курирующему вопросы жилищной политики.
(п. 14 в ред. Постановления Правительства РД от 14.09.2009 № 304)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. После утверждения указанных списков Правительством Республики Дагестан Региональный оператор заключает соответствующий договор с инвесторами на погашение части процентной ставки жилищного кредита за счет средств республиканского бюджета РД по каждому договору на получение жилищного кредита.
16. Бюджетная субсидия предоставляется гражданину ежемесячно в первые пять лет пользования жилищным кредитом при условии осуществления заемщиком всех платежей по жилищному кредиту в полном размере и в установленном договором сроки, в виде компенсации части фактически произведенных им расходов по уплате процентов за пользование жилищным кредитом на его лицевой счет в кредитной организации или непосредственно на счет погашения жилищного кредита, указанный в договоре о предоставлении гражданину жилищного кредита.
(в ред. Постановления Правительства РД от 16.10.2006 № 219)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетная субсидия не предоставляется при наличии задолженности заемщика по погашению основного долга и уплаты процентов.
17. Исключен. - Постановление Правительства РД от 16.10.2006 № 219.
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В случае установления фактов нецелевого использования средств жилищного кредита или нарушения условий договора, а также представления ложных сведений выплата гражданину бюджетной субсидии приостанавливается, и он лишается права на получение данной бюджетной субсидии.
Сумма средств бюджетной субсидии, полученная гражданином до установления факта нецелевого использования жилищного кредита, подлежит взысканию в установленном законодательством порядке.
18. При утрате отдельными гражданами права на получение бюджетной субсидии по основаниям, указанным в пунктах 16 и 17 настоящего Положения, а также в случае досрочного погашения жилищного кредита (части кредита), уменьшения процентной ставки за пользование жилищным кредитом, наступления иных событий, влияющих на размер необходимых средств для оплаты части процентной ставки по жилищным кредитам, Региональным оператором производятся сверка и уточнение сумм причитающихся бюджетных субсидий. На основании произведенных расчетов вносятся соответствующие изменения в решения Правительства Республики Дагестан о предоставлении гражданам бюджетных субсидий.
(п. 18 введен Постановлением Правительства РД от 16.10.2006 № 219)

3. Порядок формирования и использования
маневренного жилого фонда

19. Жилой фонд для временного проживания граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, приобретенное с помощью средств жилищного кредита и оформленное в качестве залога, и не имеющих иного пригодного для проживания помещения (далее - маневренный жилой фонд). Маневренный жилой фонд формируется за счет средств республиканского бюджета РД и бюджетов муниципальных образований, а также иных, не запрещенных законом источников, путем приобретения или аренды жилых домов, квартир и других жилых помещений, пригодных для временного проживания. Формирует маневренный жилой фонд администрация соответствующего муниципального образования совместно с Региональным оператором на договорной основе.
20. Основанием предоставления жилых помещений маневренного жилого фонда гражданину является договор или вступившее в законную силу судебное решение об обращении взыскания на жилое помещение, приобретенное за счет средств жилищного кредита и являющееся предметом залога в обеспечение возврата кредита.
21. Предоставление жилых помещений маневренного жилого фонда для временного поселения граждан осуществляет Региональный оператор в соответствии с подписанным в установленном порядке с гражданином договором.
Гражданин, утративший жилье вследствие указанных обстоятельств, вправе обратиться с письменным заявлением к Региональному оператору с просьбой предоставить помещение из маневренного жилого фонда для временного проживания.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня подачи заявления обязан предоставить гражданину жилое помещение из маневренного жилого фонда для временного поселения.
22. Жилые помещения маневренного жилого фонда предоставляются гражданам на срок не более одного года по договору найма или субаренды жилого помещения.
23. По окончании срока действия договора найма или субаренды, а также при их досрочном расторжении, по причине невыполнения условий договора одной из сторон, проживающие в жилом помещении лица обязаны освободить данное помещение и сдать его по акту Региональному оператору. В случае отказа от добровольного освобождения жилого помещения, предоставленного из маневренного жилого фонда, выселение производится в судебном порядке.
24. Жилые помещения из маневренного жилого фонда предоставляются не ниже нормы жилой площади, установленной для общежитий.
25. Граждане, проживающие в помещениях маневренного жилого фонда, обязаны вносить плату за наем или субаренду жилого помещения, содержание и ремонт жилья, оплачивать коммунальные услуги в порядке, установленном законодательством.
26. Расходы по переселению в помещения маневренного жилого фонда и по выселению из них несут граждане.

4. Порядок расходования средств, выделяемых
из республиканского бюджета РД на реализацию Программы

27. Финансирование расходов, выделяемых из республиканского бюджета РД на реализацию Программы, осуществляется по следующим направлениям:
оплата части процентных ставок по жилищным кредитам и займам, полученным в кредитных организациях для приобретения жилья гражданами, определенными в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения;
оказание муниципальным образованиям финансовой помощи для создания маневренного жилого фонда;
выполнение других мероприятий, предусмотренных Программой;
формирование (пополнение) в установленном порядке уставного капитала Регионального оператора с целью рефинансирования кредиторов на основе установленных стандартов и требований к процедурам ипотечного кредитования, предусмотренных законодательством.
(абзац введен Постановлением Правительства РД от 06.02.2006 № 18)
28. Средства республиканского бюджета РД на ипотечное жилищное кредитование выделяются в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете РД на соответствующий год.
29. Реестр финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете РД на реализацию Программы (далее - реестр) формирует Региональный оператор и представляет его на согласование в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
30. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, представляет реестр в Министерство экономики Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Министерство экономики Республики Дагестан не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, согласовывает представленный реестр и направляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан.
32. Министерство финансов Республики Дагестан после принятия решения Правительством Республики Дагестан в течение одного банковского дня представляет реестр в Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Дагестан.
33. Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Дагестан после получения реестра от Министерства финансов Республики Дагестан в течение двух банковских дней извещает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о поступлении средств на его счет и осуществляет финансирование по предоставлении необходимых документов.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
34. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на основе представленных Региональным оператором необходимых документов обеспечивает финансирование заемщиков через Регионального оператора в течение одного банковского дня.
(в ред. Постановлений Правительства РД от 20.10.2004 № 251, от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
35. Региональный оператор ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан отчет об использовании средств, выделенных на реализацию Программы.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
36. Контроль за целевым расходованием средств республиканского бюджета РД на реализацию Программы осуществляют в установленном порядке Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
(в ред. Постановления Правительства РД от 10.11.2008 № 370)
(см. текст в предыдущей редакции)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru