Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Недействующая редакция утратившего силу документа. последнюю редакцию

16 мая 1991 года


ДАГЕСТАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ЗЕМЛЕ

(в ред. Закона Республики Дагестан
от 27.02.1993)

Настоящий Закон регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, равноправного и свободного развития всех форм хозяйствования в целях удовлетворения материальных, социальных, культурных и духовных потребностей народов ДССР.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Земельное законодательство ДССР

Земельные отношения в ДССР регулируются настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним другими законодательными актами Дагестанской ССР.
Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.

Статья 2. Категории земель

В соответствии с целевым назначением все земли Дагестанской ССР подразделяются на:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Статья 3. Земля - неотъемлемое достояние народов ДССР

Земля является неотъемлемым достоянием народов Дагестанской ССР, проживающих на данной территории.
Каждый гражданин имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящим Законом.

Статья 4. Правомочия Советов народных депутатов по распоряжению землей

Советы народных депутатов предоставляют земельные участки во владение, пользование и аренду граждан ДССР, колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, установленных законодательством ДССР - иным организациям и лицам.
Советы народных депутатов изымают земельные участки в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Советы народных депутатов могут передать полномочия своим исполнительным органам в части предоставления и изъятия земель.
Для рассмотрения земельных вопросов и подготовки решений по ним Советы народных депутатов могут создавать соответствующие депутатские комитеты, комиссии.
Советы народных депутатов своевременно информируют население об изъятии и предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы.

Статья 5. Владение землей

В пожизненное наследуемое владение, без права купли - продажи, залога и дарения, земля предоставляется гражданам для нужд, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона. Предельные размеры предоставления земельных участков во владение гражданам на сельскохозяйственные и другие цели устанавливаются Верховным Советом ДССР. В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства.

Статья 6. Пользование землей

В постоянное или временное пользование земля предоставляется:
гражданам ДССР для целей, указанных в статьях 28, 29 настоящего Закона;
колхозам, совхозам, предприятиям лесного хозяйства, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям и учреждениям, религиозным и другим организациям;
колхозам, совхозам, предприятиям лесного хозяйства и другим сельскохозяйственным предприятиям для ведения отгонного животноводства и другого сельскохозяйственного производства земельные участки на территории других районов;
для нужд обороны, указанных в статье 55 настоящего Закона.
Только во временное пользование земля предоставляется совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц.

Статья 7. Аренда земли

Во временное пользование на условиях аренды предоставляются земли гражданам, колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным юридическим лицам и гражданам.
Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных депутатов, в ведении которых она находится, а также граждане - в случаях, предусмотренных законодательством ДССР.
Условия аренды, включая экологические ограничения, определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли при соблюдении им условий ранее заключенного договора. Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства.

Статья 8. Сроки землепользования

Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
Временное пользование землей может быть краткосрочным - до 5 лет и долгосрочным от 5 до 25 лет.
Аренда земли у Советов народных депутатов может быть краткосрочной - до 5 лет и долгосрочной - на более длительный срок.
Продление срока временного пользования земельными участками производится соответствующими Советами народных депутатов, представляющими эти земли.

Глава II

КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 9. Компетенция сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений

Ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит:
1) изъятие и предоставление земли во владение, пользование, в том числе аренду, на основании утвержденного генерального плана сельского населенного пункта, поселка и проекта планировки, застройки;
2) регистрация права землевладения и землепользования, договора на аренду земли и другие виды временного пользования;
3) ведение государственной земельно - кадастровой документации;
4) планирование использования земель, находящихся в их ведении;
5) взимание земельного налога и арендной платы;
6) государственный контроль за использованием и охраной земель;
7) защита прав землевладельцев и землепользователей;
8) разрешение в соответствии со статьями 82, 83, 90, 91 настоящего Закона земельных споров;
9) утверждение норм конкретных размеров приусадебного землевладения и землепользования;
10) согласование изъятия и предоставления земельных участков в пределах территории сельского, поселкового Совета народных депутатов во владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в случаях, предусмотренных в пункте 4 статьи 15 настоящего Закона.

Статья 10. Компетенция городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений

Ведению городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит:
1) изъятие и предоставление земли во владение, пользование, в том числе аренду, на основании утвержденного генерального плана города, проекта планировки, застройки;
2) регистрация права землевладения и землепользования, договоров на аренду земли и другие виды временного пользования;
3) ведение государственного земельного кадастра;
4) планирование использования земель, находящихся в их ведении;
5) организация разработки и осуществление генеральных планов и земельно - хозяйственного устройства городов;
6) взимание земельного налога и арендной платы;
7) государственный контроль за использованием и охраной земель;
8) защита прав землевладельцев и землепользователей;
9) разрешение в соответствии со статьями 82, 83, 89, 91 настоящего Закона земельных споров;
10) согласование изъятия и предоставления земельных участков в пределах городской черты во владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в случаях, предусмотренных в пункте 4 статьи 15 настоящего Закона.

Статья 11. Компетенция районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений

К компетенции районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относится:
1) изъятие и предоставление земли во владение, пользование, в том числе аренду, на основании утвержденной схемы землеустройства;
2) регистрация права землевладения и землепользования, договоров на аренду земли и другие виды временного пользования;
3) ведение государственного земельного кадастра;
4) организация землеустройства;
5) планирование использования земель, находящихся в их ведении;
6) взимание земельного налога, арендной платы;
7) установление границы территории земель, передаваемых в ведение сельских Советов народных депутатов по согласованию с ними;
8) государственный контроль за использованием и охраной земель;
9) защита прав землевладельцев и землепользователей;
10) разрешение земельных споров;
11) согласование изъятия и предоставления для общесоюзных, межреспубликанских и республиканских (РСФСР и ДССР) целей в случаях, предусмотренных в пункте 4 статьи 15 настоящего Закона.

Статья 12. Компетенция Совета Министров Дагестанской ССР в области регулирования земельных отношений

Ведению Совета Министров ДССР в области регулирования земельных отношений подлежит:
1) изъятие и предоставление земельных участков в случаях, предусмотренных в статье 15 настоящего Закона;
2) разработка и выполнение совместно с местными Советами народных депутатов республиканских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земель;
3) контроль за использованием и охраной земель;
4) организация землеустройства и ведение земельного кадастра;
5) разрешение земельных споров;
6) регулирование в пределах, установленных Верховным Советом ДССР, размеров платы за землю, полное или частичное освобождение на определенный срок, отсрочку выплаты, снижение ставки земельного налога.

Статья 13. Компетенция Верховного Совета Дагестанской ССР в области регулирования земельных отношений

Ведению Верховного Совета Дагестанской ССР в области регулирования земельных отношений подлежит:
1) распоряжение землями в границах Дагестанской ССР;
2) принятие и совершенствование земельного законодательства Дагестанской ССР;
3) установление границ территорий с особым правовым режимом использования земель;
4) установление порядка налогообложения на землю, а также нормативов возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель;
5) установление предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в пожизненное наследуемое владение и пользование;
6) закрепление за вновь образованными хозяйствами земель по ходатайству районного, городского Совета народных депутатов, если при разукрупнении или укрупнении хозяйства не достигнуто согласованное решение;
7) разрешение земельных споров в случаях, предусмотренных статьей 87 настоящего Закона.
Решения по вопросам, указанным в п. 6 части первой настоящей статьи, вправе принять Президиум Верховного Совета Республики Дагестан.
(часть вторая введена Законом Республики Дагестан от 27.02.1993)

Глава III

ИЗЪЯТИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Статья 14. Изъятие, предоставление земель во владение, пользование и аренду

Изъятие земель в целях предоставления их предприятиям, учреждениям, организациям, кооперативам и гражданам во владение, пользование и аренду производится по решению Советов народных депутатов и Правительства ДССР в соответствии с порядком, определенным в статье 15 настоящего Закона, при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем, кроме случаев, установленных в статье 16 настоящего Закона.
При несогласии землевладельца или землепользователя, а также арендатора решение Совета народных депутатов может быть обжаловано в судебном или арбитражном порядке.
Предоставление земельных участков во владение, пользование и аренду осуществляется в порядке отвода.
Предоставление земельных участков на площадях залегания полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, производится по согласованию с органами государственного горного надзора.
Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых малоценными насаждениями.
Для строительства линий электропередач, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности или проектно - технической документацией. На землях более высокого качества допускается размещение заповедников и национальных парков.
Приступать к пользованию предоставленного земельного участка до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.
Право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется Государственным актом, который регистрируется и выдается соответствующим Советом народных депутатов, а право аренды и временного пользования - договорами.
Предоставление земельного участка, находящегося во владении и пользовании, другому землевладельцу и землепользователю производится только после изъятия этого участка в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляют прежде всего для сельскохозяйственных целей.
Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайства о предоставлении земельных участков, форма Государственного акта, договоров и удостоверений устанавливаются Советом Министров Дагестанской ССР.

Статья 15. Органы, имеющие право изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование и аренду

Правом изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование и аренду обладают сельские, поселковые, городские, районные Советы народных депутатов, Верховный Совет ДССР и Правительство ДССР.
Сельские Советы народных депутатов изымают и предоставляют земельные участки во владение, пользование и аренду в пределах черты сельских населенных пунктов, а также из земель района, переданных в ведение сельских Советов народных депутатов решением районного Совета народных депутатов.
Городские, поселковые Советы народных депутатов изымают и предоставляют земельные участки во владение, пользование и аренду в пределах городской (поселковой) черты, а также из земель района, переданных в ведение городских (поселковых) Советов народных депутатов решением районного Совета народных депутатов.
Районные Советы народных депутатов:
- изымают и предоставляют во владение, пользование и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением земель, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
В случае разногласия между сельским и районным Советами народных депутатов спорный вопрос решается Правительством Дагестанской ССР;
- изымает земельные участки у сельскохозяйственных, лесохозяйственных, других предприятий и организаций и передает их в ведение сельских, поселковых Советов народных депутатов как земли запаса.
Правительство ДССР:
- изымает сельхозугодия с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня для несельскохозяйственных нужд с согласия районного (городского) Совета народных депутатов;
- земли, занятые зелеными зонами, водоохранными, защитными и другими лесами первой и второй групп для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;
- земли пригородных зон городов республиканского подчинения для государственных и общественных нужд;
- распоряжается землями скотопрогонов, опытных хозяйств, полей научно - исследовательских учреждений;
- изымает и предоставляет земельные участки для обеспечения союзных, межреспубликанских и республиканских (РСФСР и ДССР) целей по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов, землевладельцами и землепользователями;
- изымает у колхозов, совхозов и других предприятий, организаций земли, предназначенные для ведения отгонного животноводства, используемые нерационально или не по целевому назначению и переводит их в специальный земельный фонд для последующего перераспределения.
Верховный Совет ДССР:
- осуществляет право распоряжения землями в Дагестанской ССР и как орган, осуществляющий право собственности на землю, принимает в исключительных случаях, решение об изъятии земель без согласия землевладельцев и землепользователей;
- предоставляет и изымает земли для ведения отгонного животноводства колхозам и совхозам одного района на территории другого административного района;
- решает по предоставлению Совета Министров ДССР вопросы предоставления земель для республиканских нужд при отсутствии согласия районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов;
- распоряжается землями лесного фонда (леса I группы), природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко - культурного назначения;
- рассматривает и разрешает жалобы на решения Совета Министров Дагестанской ССР по земельным вопросам.
Решения по вопросам, указанным в абзацах 1, 3 и 5 части седьмой настоящей статьи, вправе принять Президиум Верховного Совета Республики Дагестан
(часть восьмая введена Законом Республики Дагестан от 27.02.1993)

Глава IV

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ВЛАДЕНИЯ,
ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ И АРЕНДЫ ЗЕМЛИ

Статья 16. Основания прекращения права владения, пользования и аренды земли

Право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается соответствующим Советом народных депутатов в случаях:
1) добровольного отказа землевладельца или землепользователя от земельного участка или его частей;
2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации крестьянского хозяйства;
4) использования земли не по целевому назначению;
5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
6) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
7) нерационального использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, выражающегося в уровне фактической урожайности в течение последних 5 лет, если она ниже нормативной, установленной по кадастровой оценке, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий путем перевода ценных угодий в менее ценные;
8) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Дагестанской ССР, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;
9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственного производства;
10) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
11) совершения сделок в прямой или скрытой форме, нарушающих право собственности народов ДССР на землю (купля - продажа, залог, дарение, аренда, самовольный обмен земельными участками).
Законодательством ДССР могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования, аренды и других видов временного пользования земельными участками.

Статья 17. Переход права владения и пользования землей

При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами к их собственнику переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.

Глава V

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И АРЕНДНАЯ ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Статья 18. Земельный налог и арендная плата за землю

Владение, пользование и аренда земли в Дагестанской ССР являются платными.
Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от качества и местонахождения земельного участка, с учетом кадастровой оценки земли, выполняемой государственной землеустроительной службой.
Порядок и предельные ставки налогообложения устанавливаются Верховным Советом ДССР. Арендатор выплачивает арендную плату, размер которой устанавливается по согласованию сторон.
Размер арендной платы не должен быть менее размера земельного налога за аналогичные по кадастровой оценке земель.
Платежи за земли лесного фонда включаются в состав платы за пользование лесами.
Земельный налог взимается в соответствии с Законом ДССР о земельном налоге.

Глава VI

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ
И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 19. Права землевладельцев

Землевладельцы имеют право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле;
2) собственности на производимую сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
3) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;
4) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения;
5) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
6) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культурно - технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
7) участвовать в решении вопросов мелиорации земель;
8) в случае изъятия или добровольного отказа от земельного участка получить полную компенсацию затрат за обустройство, повышение плодородия земли, а также возмещение убытков в случаях, предусмотренных статьями 66, 67 настоящего Закона;
9) передавать по наследству, в аренду и другие виды временного пользования земельный участок или часть его в порядке, предусмотренном законодательством ДССР.

Статья 20. Обязанности землевладельцев

Землевладелец обязан:
1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 71, 72 настоящего Закона;
3) своевременно вносить земельный налог;
4) не нарушать права других землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов;
5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законом сведения о состоянии и использовании земель.

Статья 21. Права землепользователей

Землепользователи в зависимости от целевого назначения предоставленных им земельных участков имеют право:
1) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;
2) собственности на произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию и доходы от ее реализации;
3) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;
4) в установленном порядке возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения по согласованию с Советом народных депутатов, предоставившим землю;
5) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
6) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культурно - технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
7) участвовать в решении вопросов мелиорации земель;
8) в случае изъятия или добровольного отказа от земельного участка получить полную компенсацию затрат на обустройство, повышение плодородия земли, а также возмещение убытков, включая упущенную выгоду в случаях, предусмотренных статьями 66, 67 настоящего Закона;
9) передавать в аренду и другие виды временного пользования земельный участок или часть его в порядке, предусмотренном законодательством ДССР.

Статья 22. Обязанности землепользователей

Землепользователи обязаны:
1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном статьями 71, 72 настоящего Закона;
3) своевременно вносить земельный налог и арендную плату;
4) не нарушать права других землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов;
5) своевременно представлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законом сведения о состоянии и использовании земель.

Статья 23. Права арендаторов и других временных землепользователей

Арендаторы имеют право:
1) использовать землю в соответствии с условиями и целями ее предоставления;
2) получать при прекращении права пользования землей возмещение стоимости затрат по улучшению земли, произведенных за собственный счет, а также возмещение убытков, включая упущенную выгоду в случаях, предусмотренных статьями 66, 67 настоящего Закона;
3) собственности на посевы сельскохозяйственных культур и производственную сельскохозяйственную и иную продукцию.
Права других временных землепользователей определяются решением соответствующего Совета народных депутатов или договором.

Статья 24. Обязанности арендаторов и других временных землепользователей

Арендаторы и другие временные землепользователи обязаны:
1) использовать землю в соответствии с целевым назначением и условиями ее предоставления;
2) эффективно использовать предоставленную им землю, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
3) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, предусмотренном статьями 71, 72 настоящего Закона;
4) своевременно вносить арендную плату или земельный налог;
5) своевременно предоставлять в соответствующий Совет народных депутатов установленные законом сведения о состоянии и использовании земли.

Статья 25. Защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Вмешательство в деятельность землевладельцев, землепользователей и арендаторов со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения землевладельцами, землепользователями и арендаторами требований земельного законодательства.
Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме.
Споры о нарушении прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов о возмещении убытков рассматриваются местными Советами народных депутатов, судом или государственным арбитражем.

Статья 26. Гарантии прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных гражданам ДССР, может производиться после выделения по их желанию сельским, поселковым, городским, районным Советами народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме других убытков, включая упущенную выгоду в соответствии со статьями 66 - 69 настоящего Закона.
Изъятие для государственных и общественных нужд земель колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно - исследовательских учреждений, кооперативных, общественных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек, взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду в соответствии со статьями 66 - 69 настоящего Закона.

Статья 27. Землевладение граждан ДССР

Граждане ДССР имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков:
для ведения крестьянского хозяйства;
для строительства и обслуживания жилого дома;
для ведения личного подсобного хозяйства;
для садоводства и животноводства;
для дачного строительства;
в случае получения по наследству, приобретения жилого дома;
для занятия народными промыслами ДССР.

Статья 28. Землепользование граждан ДССР

Гражданам ДССР земельные участки предоставляются в пользование для огородничества, сенокошения и выпаса скота из земель, находящихся в ведении соответствующего местного Совета народных депутатов. Предприятия, учреждения и организации могут выделять участки для этих целей из земель, находящихся в их ведении.

Статья 29. Служебные земельные наделы

Служебные земельные наделы предоставляются в пользование отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также других отраслей народного хозяйства для посева сельскохозяйственных культур и сенокошения.

]]>
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий, регистрацией землевладельцев и землепользователей, учетом и оценкой земель.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле государственный земельный кадастр ведется землеустроительными органами по единой для всей страны системе за счет средств государственного бюджета.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров ДССР.

Глава XVI

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Статья 80. Назначение и содержание землеустройства

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Задачами землеустройства являются организация рационального землевладения и землепользования всех отраслей народного хозяйства, создание условий устойчивых ландшафтов и охрана земель.
Землеустройство предусматривает:
1) разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схемы использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства;
2) установление на местности границ административно - территориальных образований;
3) составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в распоряжении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право пользования и владения землей;
4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
5) разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, солей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель;
6) обоснование размещения и установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
7) установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
8) авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;
9) проведение топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских работ.
Землеустроительный процесс состоит из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществление авторского надзора за выполнением проектов землеустройства.

Статья 81. Организация и порядок проведения землеустройства

Землеустройство проводится по решениям Советов народных депутатов по инициативе землеустроительных органов или по ходатайству заинтересованных землевладельцев, землепользователей и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств бюджета.
Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от солей, оползней, подтопления и засоления может производиться по инициативе землевладельцев и землепользователей за их счет другими землеустроительными организациями.
Землеустроительные проекты составляют при участии заинтересованных землевладельцев, землепользователей и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ землевладений, землепользовании и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для землевладельцев и землепользователей.

Глава XVII

РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 82. Органы, имеющие право разрешить земельные споры

Земельные споры разрешаются местными Советами народных депутатов, судом или государственным арбитражем.

Статья 83. Разрешение земельных споров граждан

Земельные споры граждан рассматриваются Советами народных депутатов, в ведении которых находится земельный участок. В случае несогласия граждан с решением Совета народных депутатов земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Земельные споры, связанные с предоставлением и изъятием земель, разрешаются только судом.

Статья 84. Разрешение споров по вопросам предоставления и использования земель между Союзом ССР, РСФСР, другими республиками и Дагестанской ССР

Споры, возникающие между Союзом ССР, РСФСР, другими республиками и Дагестанской ССР по вопросам предоставления и использования земель рассматриваются в порядке третейского разбирательства.

Статья 85. Разрешение споров по вопросам предоставления, использования земель и изменения административно-территориальных границ между РСФСР, республиками, краями, областями и Дагестанской ССР

Споры, возникающие между РСФСР, республиками, краями, областями и Дагестанской ССР по вопросам предоставления, использования земель и изменения административно - территориальных образований рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Советом РСФСР.

Статья 86. Разрешение споров предприятий, учреждений и организаций РСФСР, республик, краев и областей по вопросам пользования землей на территории Дагестанской ССР

Споры предприятий, учреждений и организаций РСФСР, республик, краев, областей по вопросам пользования землей на территории Дагестанской ССР рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных республик.
Если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по данным вопросам подлежат рассмотрению в порядке третейского разбирательства.

Статья 87. Компетенция Верховного Совета Дагестанской ССР по разрешению земельных споров

К ведению Верховного Совета Дагестанской ССР относится разрешение споров предприятий, организаций и учреждений по вопросам пользования землей на территории разных районов Дагестанской ССР.

Статья 88. Компетенция районного Совета народных депутатов по разрешению земельных споров

К ведению районного Совета народных депутатов относится разрешение споров предприятий, учреждений, организаций и граждан, земли которых находятся в ведении районов, кроме споров, предусмотренных статьями 89 и 90 настоящего Закона.

Статья 89. Компетенция городского Совета народных депутатов по разрешению земельных споров

К ведению городского Совета народных депутатов относится разрешение споров предприятий, учреждений, организаций и граждан, земли которых расположены в границах города, кроме споров, предусмотренных статьями 88 и 90 настоящего Закона.

Статья 90. Компетенция сельского, поселкового Совета народных депутатов по разрешению земельных споров

К ведению сельского, поселкового Совета народных депутатов относится разрешение споров предприятий, учреждений, организаций и граждан, земли которых расположены в пределах границ сельских, поселковых населенных пунктов.

Статья 91. Порядок рассмотрения земельных споров местными Советами народных депутатов

Земельные споры рассматриваются местными Советами народных депутатов по заявлению одной из сторон.
Подготовку материалов по разрешению земельных споров производят депутатские комиссии Советов народных депутатов совместно с землеустроительными органами.
Земельные споры должны рассматриваться соответствующими Советами народных депутатов в месячный срок со дня поступления заявления.
По результатам рассмотрения земельного спора Совет народных депутатов принимает постановление, в котором предусматривается порядок его исполнения и мероприятия по восстановлению нарушенного права землевладельца и землепользователя.

Статья 92. Разрешение имущественных споров, связанных с земельными отношениями

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Статья 93. Разрешение споров, связанных с возмещением убытков и определением их размеров

Споры, связанные с возмещением убытков и определением их размеров, разрешаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Статья 94. Недействительность сделок, нарушающих право пользования и владения землей

Купля - продажа, дарение, самовольный обмен земельных участков землевладельцами и землепользователями недействительны.

Статья 95. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Лица, виновные в самовольном занятии земельных участков, в порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, в размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, нарушении режима использования земель, несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнением обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, в порче и уничтожении плодородного слоя почвы, в заведомо завышенных заявках об отводе земель, выполнении требований мелиорации земель в борьбе с эрозией почв, в необоснованном уменьшении, переводе ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, уничтожении межевых знаков границ землевладений, землепользовании, искажении сведений государственной регистрации, учета и оценки земель, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством ДССР, РСФСР и Союза ССР.
За нарушение земельного законодательства юридические и физические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:
за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50 до 100 тыс. руб., физические - от 1 до 10 тыс. рублей;
за самовольное строительство юридические лица - от 5 до 10 тыс. руб., физические лица - от 1 до 10 тыс. рублей;
за загрязнение земель бытовыми отходами юридические лица - от 5 до 10 тыс. руб., физические лица - от 100 до 500 рублей;
за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение карантинными вредными организмами юридические лица - от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., физические лица - от 500 до 5000 рублей;
за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица - от 100 до 500 тыс. руб., физические лица - от 500 до 3000 рублей;
за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица - от 100 до 500 тыс. руб., физические лица - от 500 до 1000 рублей;
за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица - от 50 до 100 тыс. руб., физические лица - от 500 до 1000 рублей;
за искажение сведений о состоянии и использовании земель должностные лица и граждане от 100 до 500 рублей;
за умышленное уничтожение межевых знаков юридические лица - от 100 до 500 рублей, физические лица - от 50 до 100 рублей.
Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства накладываются местными Советами народных депутатов, Государственным комитетом ДССР по земельной реформе и земельным ресурсам, Государственным комитетом ДССР по экологии и природопользованию в соответствии с их компетенцией.
В судебном порядке на должностных лиц, виновных в нарушении сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении и изъятии земель, налагается штраф от 1000 до 3000 рублей.

Статья 96. Возврат самовольно занятых земельных участков

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан, самовольно занявших земельные участки.

Статья 97. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Статья 98. Межреспубликанский договор

Договоры об использовании земель ДССР другими республиками, краями, областями должны обсуждаться районными, сельскими Советами народных депутатов с привлечением других заинтересованных сторон в целях выработки условий, правил и сроков использования земель. Такой же порядок применяется в отношении республик, краев, областей, занимающих земельные участки на территории ДССР.

Глава XVIII

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 99. Международные договоры

Если международные договоры СССР, РСФСР, ДССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве СССР, РСФСР, ДССР, то применяются правила международного договора.

Председатель Верховного Совета
Дагестанской ССР
М.МАГОМЕДОВ
Махачкала
16 мая 1991 г.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru