Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2009 г. № 235

О РАЗМЕЩЕНИИ МИНИСТЕРСТВАМИ И ВЕДОМСТВАМИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В Республике Дагестан в целях снижения возможных последствий финансового кризиса и сохранения рабочих мест проведена определенная работа по обеспечению открытости и прозрачности информации о видах и объемах потребляемой бюджетной системой продукции, созданию условий для участия промышленных предприятий в республике в проводимых заказчиками торгах и закупках без торгов.
Сформированный государственный заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2009 год, а также планы-графики проведения министерствами и ведомствами Республики Дагестан торгов размещены на официальном сайте Республики Дагестан www.dagtorgi.
Для изучения потенциала промышленных предприятий в республике Министерством промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан доведен до государственных и муниципальных заказчиков перечень товаров, выпускаемых промышленными предприятиями в республике.
В целях взаимодействия промышленных предприятий в республике и государственных заказчиков в начале года проведены семинар-совещание "Государственный заказ в условиях влияния мирового финансового кризиса. Практическое руководство заказчика и поставщика: успешное взаимодействие в рамках закона", VI межрегиональная выставка "Деловой Дагестан - 2009" и III Республиканская специализированная выставка "Госзаказ - 2009".
В результате принятых мер объемы государственного заказа, размещенного за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников финансирования на предприятиях, в том числе на промышленных, в организациях и у предпринимателей в республике, за 2008 год и январь - май 2009 года составили 8740,5 млн. рублей и 3902,9 млн. рублей соответственно (79,7% и 55,7% от общего объема республиканского заказа). На промышленных предприятиях, по которым осуществляет наблюдение Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, с начала года заказы размещены на сумму 16,84 млн. рублей (54,76 млн. рублей - за 2008 год). По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан доля заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства в I квартале 2009 года, составила 7,4 процента от общего объема республиканского заказа (30% - за 2008 год).
Вместе с тем, контрольные мероприятия, а также постоянный мониторинг размещения заказов, осуществляемые Министерством экономики Республики Дагестан, показывают, что предприятия, традиционно занимающиеся промышленным производством, не смогли получить государственный заказ из-за нарушений законодательства о размещении заказов как поставщиками, так и заказчиками.
Не поданы заявки на участие в торгах, объявленных в 2008 году Министерством внутренних дел по Республике Дагестан на поставку форменной одежды, вещевого обмундирования, мебели; Министерством культуры Республики Дагестан - на поставку мебели, матрацев; ГУП "Дирекция ФЦП "Юг России" по РД" - на поставку мебели, пищевого, прачечного оборудования промышленными предприятиями. В текущем году также не было заявок от промышленных предприятий в республике при запросе котировок Министерством образования Республики Дагестан, Министерством финансов Республики Дагестан на приобретение офисной мебели, Министерством культуры Республики Дагестан - сценических костюмов, Министерством по физической культуре и спорту Республики Дагестан - спортивного инвентаря и оборудования.
Нарушение принципов отбора и конкурентности является основной причиной несостоявшихся торгов. Практически во всех проводимых заказчиками торгах принимают участие не более 2-3 поставщиков, при этом около 90 процентов торгов завершаются заключением контрактов по начальной максимальной цене у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов.
Многие поставщики не имеют возможности принять участие в торгах из-за включения в состав одного лота разных технологически не связанных между собой групп товаров или отсутствия спецификации закупаемого товара в документации. Такие факты установлены в Министерстве по делам молодежи Республики Дагестан, Министерстве образования и науки Республики Дагестан, ГУ "Дирекция ФЦП "Юг России", ГУП "Дирекция строящихся объектов "Новострой".
Продолжаются нарушения законодательства о размещении заказов, связанные с дроблением объема закупок с целью проведения закупок простыми способами (Министерство по делам молодежи Республики Дагестан).
Эффективность проводимых процедур закупок во многом зависит от определения заказчиком начальной максимальной цены контракта, которая должна формироваться по результатам мониторинга на закупаемую продукцию. Однако анализ размещенной на официальном сайте Республики Дагестан информации показал, что заказчиками не всегда соблюдается требование, предъявляемое к запросу котировок.
В нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ рядом заказчиков неправильно осуществляется выбор способа закупки товаров. Министерством по делам молодежи Республики Дагестан в 2008 году осуществлена закупка автомобиля путем проведения открытого конкурса вместо аукциона, Управлением по охране высших органов государственной власти при МВД по Республике Дагестан в апреле текущего года объявлен открытый конкурс на закупку вещевого имущества и изделий из кожи вместо аукциона.
Наиболее частыми нарушениями, ограничивающими круг участников размещения заказов, является несоблюдение сроков опубликования информации о размещении заказов или ее отсутствие в СМИ. С нарушением предусмотренных законодательством сроков размещена информация Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан, Министерством по делам молодежи Республики Дагестан, Комитетом Правительства Республики Дагестан по делам религий, СЧС Дагестана, Агентством по туризму Республики Дагестан, КП РД "Дирекция государственного заказчика-застройщика", ГУ "Дирекция ФЦП "Юг России".
В 2008 году при осуществлении закупок малого объема Министерством по делам молодежи Республики Дагестан (оргтехника, мебель, издание сборника нормативно-правовых актов), Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан (мебель, запчасти на автомобили), Министерством культуры Республики Дагестан (мебель, оргтехника, ремонт), Министерством по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан (ГСМ), Министерством инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан (оргтехника, мебель) допущено превышение установленного законодательством предельного размера объемов закупок одноименных товаров (работ, услуг) в течение одного квартала. Такие факты выявлены и в текущем году в Министерстве по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан (типографские услуги).
Практически всеми заказчиками при размещении заказов не предоставляются преимущества учреждениям ВОГ, ВОС и уголовно-исполнительной системы (УИС), которые должны предусматриваться заказчиками в соответствии с законодательством. В результате в 2008 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы заказы не размещены, с предприятиями инвалидов заключены контракты только Министерством здравоохранения Республики Дагестан и Министерством образования и науки Республики Дагестан. В январе - мае 2009 года в учреждениях УИС и на предприятиях инвалидов министерствами и ведомствами Республики Дагестан заказы также не размещены.
Заказчиками не соблюдается требование законодательства о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства, за исключением Министерства по физической культуре и спорту Республики Дагестан и Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
Администрацией муниципального образования "город Избербаш", КП РД "Дирекция государственного заказчика-застройщика" не соблюдается требование статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ о цене контракта, которая должна быть твердой, что приводит к сверхплановому удорожанию стоимости объектов и отсутствию бюджетной эффективности, не предоставляются сведения об исполнении контрактов. Аналогичная ситуация складывается и по другим заказчикам-застройщикам.
Промышленными предприятиями в республике - участниками размещения заказа не всегда обжалуются действия (бездействия) заказчиков. За 2008 год и период с начала 2009 года в Министерство экономики Республики Дагестан и Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан поступило 32 жалобы на действия государственных заказчиков, из которых всего одна жалоба - от промышленного предприятия (ООО "Даг-Мир", г. Хасавюрт). При этом Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка не используют механизм обеспечения защиты прав и законных интересов участников размещения заказов.
Министерством промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан проводится недостаточная работа по информированию промышленных предприятий в республике и обеспечению их участия в проводимых торгах и закупках без торгов. По итогам проведенных в текущем году VI межрегиональной выставки "Деловой Дагестан - 2009" и III Республиканской специализированной выставки "Госзаказ - 2009" не заключено соглашение о намерениях между заказчиками и дагестанскими предприятиями-товаропроизводителями.
Субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, получают заказы, которые намного превышают уровень доходов, установленный для выплаты этого налога. В результате снижаются налогооблагаемая база и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Ограничение круга участников размещения заказа происходит и из-за недостаточной открытости и прозрачности размещения муниципального заказа. Низкий уровень кадрового обеспечения торгов по муниципальному заказу отражается на результатах проводимых закупок: возрастает количество нарушений, допускаемых муниципальными заказчиками при размещении заказов для муниципальных нужд; имеют место необоснованные отказы в допуске участников к размещению заказов. При этом администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан не обеспечивают контроль за размещением заказов муниципальными заказчиками в рамках требований законодательства.
На долю финансовых нарушений указанной направленности приходится две трети всех замечаний, содержащихся в представлении и отчете Счетной палаты Республики Дагестан на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2008 год и в соответствующем акте Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан.
В целях обеспечения более эффективного расходования бюджетных средств за счет повышения конкуренции на рынке государственных и муниципальных закупок, привлечения к реализации государственного и муниципального заказа субъектов малого предпринимательства, промышленных предприятий в республике с невысокими издержками производства, обеспечения занятости населения и увеличения налоговых поступлений в условиях финансового кризиса Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Признать работу министерств и ведомств Республики Дагестан, заказчиков-застройщиков в вопросах соблюдения законодательства о размещении заказов и создании конкурентной среды при организации и проведении закупок для государственных нужд недостаточной.
2. Министерствам, ведомствам Республики Дагестан, органам местного самоуправления, организациям, являющимся получателями бюджетных средств, в которых контролирующими органами выявлены финансовые нарушения, принять неукоснительные меры по их устранению.
3. Министерству промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан, Комитету Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка:
осуществлять сопровождение участия промышленных предприятий в республике в объявляемых торгах по государственным и муниципальным заказам, оказывать им содействие в случаях обжалования ими действий (бездействий) государственных и муниципальных заказчиков в установленном законодательством порядке и ежеквартально информировать о результатах Министерство экономики Республики Дагестан;
изучить потребность в строительных материалах, мебели, мягком инвентаре и технологическом оборудовании по объектам строительства, предусмотренным Республиканской инвестиционной программой на 2009 год, для обеспечения участия в установленном порядке промышленных предприятий в республике в их поставке;
на основе мониторинга потребности в товарах, работах и услугах подготовить информацию о потенциальных возможностях предприятий в республике для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
4. Министерству экономики Республики Дагестан осуществлять постоянный мониторинг и ежеквартально информировать Правительство Республики Дагестан о размещаемых министерствами и ведомствами Республики Дагестан заказах на предприятиях в республике, в том числе у субъектов малого предпринимательства.
5. Поручить министерствам и ведомствам Республики Дагестан и рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан:
обеспечить предоставление в соответствии с законодательством преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов;
не допускать случаев воспрепятствования участию дагестанских предприятий-товаропроизводителей при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;
обеспечить соблюдение законодательства о размещении заказов у субъектов малого предпринимательства;
предусматривать в проектах государственных (муниципальных) контрактов требования о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества установленным требованиям, а также по уплате неустойки, об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом.
6. Заказчикам-застройщикам по объектам Республиканской инвестиционной программы на 2009 год при проведении торгов на подрядные строительные работы:
проводить отдельные торги или выделять в отдельные лоты оборудование, инвентарь, товары и другую продукцию, производимую в республике;
в документации о размещении заказов указывать подробную информацию о характеристиках и требованиях к продукции в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов;
представлять в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан перечень (копии ведомостей) оборудования и инвентаря, утвержденных проектно-сметной документацией, с целью изучения возможности размещения заказов на промышленных предприятиях в республике;
принять меры по усилению контроля за исполнением подрядными организациями заключенных государственных контрактов;
в установленные законодательством сроки представлять в Министерство экономики Республики Дагестан сведения о заключенных государственных контрактах, внесении в них изменений и исполнении этих контрактов.
7. Рекомендовать промышленным предприятиям в республике:
по фактам нарушений, допущенных заказчиками при размещении государственного заказа, обжаловать действия (бездействие) заказчиков в установленном порядке, информировать об этом Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан;
на основе сведений об объеме и перечне товаров, закупаемых для государственных нужд и рекомендуемых к размещению преимущественно на предприятиях в республике, осуществлять постоянное наблюдение за размещением информации о размещении заказов на официальном сайте www.dagtorgi.ru и в официальном печатном издании "Дагестанская правда";
взаимодействовать с государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении закупок малого объема.
8. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан:
обеспечить эффективное выполнение функций уполномоченных органов на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
ускорить подготовку кадров в области управления муниципальным заказом с целью формирования комиссий квалифицированными специалистами.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
Ш.ЗАЙНАЛОВ


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru