| |
ЗАКОН Республики Дагестан от 07.04.2009 № 21
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
(принят Народным Собранием РД 26.03.2009)
Официальная публикация в СМИ:
"Дагестанская правда", N№ 99-100, 08.04.2009
Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (статья 16 данного документа)
7 апреля 2009 года № 21
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Принят Народным Собранием
Республики Дагестан
26 марта 2009 года
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) определяет задачи, принципы, основные направления и меры противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются понятия, используемые в Федеральном законе, а также следующие понятия:
1) коррупционное правонарушение - это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое законодательными актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
2) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;
3) антикоррупционная экспертиза правового акта Республики Дагестан (проекта правового акта Республики Дагестан и иного документа) - анализ и оценка правового акта Республики Дагестан (проекта правового акта Республики Дагестан и иного документа) на предмет наличия в нем признаков коррупциогенности и выработки предложений по устранению или минимизации влияния коррупционных факторов;
4) проект иного документа - проект концепции, соглашения, технического задания на разработку проекта закона Республики Дагестан;
5) коррупционный фактор - явление (совокупность явлений), порождающее коррупционные правонарушения или способствующее их возникновению и (или) распространению;
6) признак коррупциогенности - свойство (особенность, отличительная черта), присущее правовому акту, проекту правового акта и иному документу, норме права, обусловленное коррупционными факторами.
Статья 2. Законодательство Республики Дагестан о противодействии коррупции в Республике Дагестан
Законодательство Республики Дагестан о противодействии коррупции в Республике Дагестан основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Статья 3. Задачи антикоррупционной политики в Республике Дагестан
Задачами антикоррупционной политики в Республике Дагестан являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее возникновению и (или) распространению;
2) создание условий, повышающих риск личного благополучия и безопасности при совершении коррупционных действий;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;
4) вовлечение институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Республике Дагестан основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Статья 5. Субъекты антикоррупционной политики в Республике Дагестан
1. Субъектами антикоррупционной политики в Республике Дагестан являются Президент Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, Счетная палата Республики Дагестан, уполномоченный Президентом Республики Дагестан орган по реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан (далее - уполномоченный орган), иные государственные органы Республики Дагестан, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, Общественная палата Республики Дагестан, иные общественные объединения, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики в Республике Дагестан, средства массовой информации.
2. Президент Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) определяет основные направления антикоррупционной политики Республики Дагестан;
2) устанавливает компетенцию органов исполнительной власти Республики Дагестан в области противодействия коррупции;
3) организует в пределах своих полномочий взаимодействие и координацию органов исполнительной власти Республики Дагестан с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и общественными объединениями по вопросам противодействия коррупции;
4) определяет уполномоченный орган и порядок его деятельности по реализации мер, направленных на предупреждение возникновения и (или) распространения коррупции;
5) определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
3. Народное Собрание Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) принимает законы Республики Дагестан по реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан и контролирует их исполнение;
2) принимает решение о проведении антикоррупционной экспертизы законов Республики Дагестан, проектов законов Республики Дагестан, а также постановлений Народного Собрания Республики Дагестан и проектов постановлений Народного Собрания Республики Дагестан;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
4. Правительство Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) утверждает антикоррупционную программу Республики Дагестан и контролирует ее исполнение;
2) организует взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан;
3) определяет порядок осуществления антикоррупционного мониторинга;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
5. Уполномоченный орган:
1) осуществляет взаимодействие с органами государственной власти Республики Дагестан, иными государственными органами Республики Дагестан и другими субъектами антикоррупционной политики в Республике Дагестан по вопросам реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан;
2) осуществляет методическое и консультационное обеспечение реализации мер, направленных на предупреждение возникновения и (или) распространения коррупции;
3) организует и осуществляет антикоррупционную экспертизу правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов;
4) организует и осуществляет антикоррупционный мониторинг в Республике Дагестан;
5) организует совместно с представителями нанимателя контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими Республики Дагестан ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе;
6) взаимодействует с комиссиями государственных органов Республики Дагестан по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, образованными в соответствии с Законом Республики Дагестан от 12 октября 2005 года № 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан";
7) представляет Президенту Республики Дагестан ежегодный доклад о состоянии дел в сфере противодействия коррупции в Республике Дагестан;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
6. Иные государственные органы Республики Дагестан в рамках реализации антикоррупционной политики:
1) осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий;
2) определяют подразделения или должностных лиц, наделенных функциями по предупреждению коррупционных правонарушений;
3) ежегодно представляют в уполномоченный орган информацию о реализации мер антикоррупционной политики в Республике Дагестан;
4) вносят в Правительство Республики Дагестан предложения о проведении антикоррупционной экспертизы изданного ими правового акта, подготовленного ими проекта правового акта или иного документа;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
7. Счетная палата Республики Дагестан в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с федеральным законодательством, Законом Республики Дагестан от 14 июня 1996 года № 9 "О Счетной палате Республики Дагестан" и настоящим Законом.
8. Иные субъекты антикоррупционной политики в Республике Дагестан участвуют в реализации мероприятий антикоррупционной политики в соответствии с законодательством.
Статья 6. Основные направления деятельности государственных органов Республики Дагестан по повышению эффективности противодействия коррупции в Республике Дагестан
Основными направлениями деятельности государственных органов Республики Дагестан по повышению эффективности противодействия коррупции в Республике Дагестан являются:
1) проведение антикоррупционной политики Республики Дагестан в рамках единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия государственных органов Республики Дагестан с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных гражданских служащих Республики Дагестан и муниципальных служащих муниципальных образований Республики Дагестан, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов Республики Дагестан, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных гражданских служащих Республики Дагестан, а также для лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов Республики Дагестан по противодействию коррупции в Республике Дагестан;
11) совершенствование порядка прохождения государственной гражданской службы Республики Дагестан и муниципальной службы в Республике Дагестан;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Дагестан;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного имущества Республики Дагестан, государственных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных гражданских служащих Республики Дагестан и муниципальных служащих муниципальных образований Республики Дагестан;
16) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
17) передача части функций государственных органов Республики Дагестан саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
18) сокращение численности государственных гражданских служащих Республики Дагестан и муниципальных служащих муниципальных образований Республики Дагестан с одновременным привлечением на государственную гражданскую службу Республики Дагестан и муниципальную службу в Республике Дагестан квалифицированных специалистов;
19) повышение ответственности органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
20) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов Республики Дагестан и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Статья 7. Меры по профилактике коррупции в Республике Дагестан
Профилактика коррупции в Республике Дагестан осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов;
3) антикоррупционный мониторинг;
4) антикоррупционные просвещение и пропаганда;
5) реализация республиканской, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;
6) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей Республики Дагестан или муниципальных должностей в Республике Дагестан и должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан или муниципальной службы в Республике Дагестан, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
7) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Дагестан или муниципальной службы в Республике Дагестан, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Дагестан или муниципальной службы в Республике Дагестан или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
8) внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным гражданским служащим Республики Дагестан или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении;
9) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства.
Статья 8. Антикоррупционные программы
1. Антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики в Республике Дагестан, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Дагестан.
Проект антикоррупционной программы Республики Дагестан опубликовывается в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
2. Ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и иными органами исполнительной власти Республики Дагестан. Порядок разработки и финансирования антикоррупционных программ ведомственного уровня определяется Правительством Республики Дагестан.
3. Муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
Статья 9. Антикоррупционная экспертиза правовых актов, проектов правовых актов и иных документов
1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов имеет целью выявление в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращение включения в них указанных положений.
2. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы закона Республики Дагестан принимается Президентом Республики Дагестан или Народным Собранием Республики Дагестан.
3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта закона Республики Дагестан принимается Народным Собранием Республики Дагестан после рассмотрения соответствующего проекта закона в первом чтении.
4. Президент Республики Дагестан по собственной инициативе или по предложению уполномоченного органа вправе принять решение о проведении антикоррупционной экспертизы любого правового акта Республики Дагестан, проекта закона Республики Дагестан и иного документа, а также проекта правового акта Президента Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, органов исполнительной власти Республики Дагестан и иных государственных органов Республики Дагестан.
5. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты правовых актов Республики Дагестан и иных документов в сфере:
1) управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе земельными участками, участками недр, лесными, водными и иными природными ресурсами;
2) утверждения административных регламентов;
3) распределения и использования бюджетных средств, оказания государственной помощи (государственной поддержки), предоставления государственных гарантий, бюджетных инвестиций, субсидий и иных выплат;
4) размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Дагестан;
5) осуществления лицензионных, регистрационных и иных разрешительных функций (процедур);
6) распределения квот.
6. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы иного правового акта Республики Дагестан, проекта правового акта Республики Дагестан и иного документа принимается Правительством Республики Дагестан по предложению уполномоченного органа или по собственной инициативе.
7. Министерства и иные органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан вправе внести в Правительство Республики Дагестан предложение о проведении антикоррупционной экспертизы изданного ими правового акта или подготовленного ими проекта правового акта и иного документа.
8. Общественная палата Республики Дагестан и уполномоченный орган имеют право вносить предложения о проведении антикоррупционной экспертизы законов Республики Дагестан, проектов законов Республики Дагестан, иных правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов в органы государственной власти Республики Дагестан, наделенные полномочиями принимать решение о проведении антикоррупционной экспертизы.
9. Финансирование антикоррупционной экспертизы осуществляется из республиканского бюджета Республики Дагестан в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан.
10. По инициативе общественных и других некоммерческих объединений, а также физических лиц может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза правовых актов Республики Дагестан и проектов правовых актов Республики Дагестан. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения уполномоченным органом. Субъектами проведения общественной антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Дагестан и проектов правовых актов Республики Дагестан являются Общественная палата Республики Дагестан, общественные объединения, в уставах которых предусмотрена соответствующая экспертная деятельность.
11. В целях выявления в правовых актах Республики Дагестан, проектах правовых актов Республики Дагестан и иных документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений может проводиться их независимая антикоррупционная экспертиза.
Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными в установленном уполномоченным органом порядке юридическими и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.
12. В отношении правовых актов Республики Дагестан, проектов правовых актов Республики Дагестан и иных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая и общественная антикоррупционные экспертизы не проводятся.
Статья 10. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики в Республике Дагестан.
2. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.
3. Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан проводится в целях обеспечения оценки эффективности принимаемых мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем:
1) наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда;
2) анализа и оценки полученных в результате наблюдения данных;
3) разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
4. Решение о проведении мониторинга принимается Народным Собранием Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан по предложению субъектов антикоррупционной политики в Республике Дагестан и финансируется из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Статья 11. Антикоррупционные просвещение и пропаганда
1. Антикоррупционное просвещение является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
2. Организация антикоррупционного просвещения возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан в области образования и науки и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в Республике Дагестан на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой системную целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, повышение правосознания и укрепление доверия к власти.
4. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан в сфере информации и печати и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в Республике Дагестан.
Статья 12. Координация деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан
1. Координацию деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан осуществляет уполномоченный орган в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Республики Дагестан.
2. В министерствах и иных органах исполнительной власти Республики Дагестан правовыми актами их руководителей определяются подразделения или ответственные лица, наделенные функциями по предупреждению коррупционных правонарушений, которые взаимодействуют с комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Статья 13. Совещательные и экспертные органы
1. Субъекты антикоррупционной политики в Республике Дагестан могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных органов государственной власти, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их персональный состав утверждаются соответствующими субъектами антикоррупционной деятельности в Республике Дагестан, при которых они создаются.
Статья 14. Финансовое обеспечение реализации антикоррупционной политики Республики Дагестан
Финансовое обеспечение реализации антикоррупционной политики Республики Дагестан осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах средств, предусмотренных законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год на указанные цели.
Статья 15. Ответственность за коррупционные правонарушения
Лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Дагестан
М.АЛИЕВ
Махачкала
7 апреля 2009 г.
№ 21
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|