| |
Распоряжение Правительства РД от 19.08.2013 № 249-р
<О Концепции республиканской целевой программы "Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" на 2013-2015 годы>
Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства Республики Дагестан", 30.08.2013, № 16, ст. 1068
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. № 249-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" на 2013-2015 годы.
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" на 2013-2015 годы (далее - Программа) Министерство по национальной политике Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 11250,0 тыс. рублей.
4. Министерству по национальной политике Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 19 августа 2013 г. № 249-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА" НА 2013-2015 ГОДЫ
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Республики Дагестан
Республиканская государственная программа "Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" на 2013-2015 годы (далее - Программа) - теоретико-методологический документ, определяющий содержание и основные направления деятельности государственных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества по решению задач поддержания межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций и содействию диалога между представителями различных этнических общностей.
Программа разработана с учетом приоритетов, целей, задач и механизмов реализации государственной национальной политики, изложенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В Программе учитываются задачи, поставленные временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан в области гармонизации межнациональных отношений, а также ход реализации федеральных и республиканских государственных программ.
Приоритетными вопросами республиканской государственной национальной политики являются:
1) поддержание мира и согласия в сфере межнациональных отношений;
2) сохранение и развитие национальных культур и языков народов Дагестана, укрепление их духовной общности в рамках единой общероссийской гражданской идентичности, развитие системы научно-информационного, научно-организационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Решение этих проблем соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан.
Для реализации Программы необходима активизация деятельности институтов гражданского общества, объединение их усилий с государственными и муниципальными органами для укрепления единства дагестанского народа, сохранения национального мира и согласия.
Программа носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального состава Республики Дагестан.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года в Дагестане целесообразно осуществлять программно-целевым методом, что позволит охватить все актуальные проблемы, препятствующие гармонизации межнациональных отношений в республике, и придаст системный характер усилиям государственных и муниципальных органов власти Республики Дагестан, направленным на их решение.
Национальная политика, необходимая сегодня для республики, должна исходить из гармоничного соединения специфических интересов каждого отдельно взятого народа с общедагестанскими, общероссийскими интересами. При этом она должна осуществляться всеми ветвями власти совместно с институтами гражданского общества, используя различные методы и средства претворения ее в жизнь. Принцип конструктивного сотрудничества является необходимым условием национальной политики Республики Дагестан и гарантом ее перспективного и динамичного развития.
Дагестанская национальная политика должна соединять государственно-правовые нормы национальных отношений с традиционно народными, общественными регуляторами. Необходимо совершенствовать механизм достижения межнационального согласия, отработанный народами Дагестана на протяжении многих веков.
Сегодня Дагестан переживает сложный, во многом противоречивый этап своего развития. Сохраняют актуальность угрозы в этнополитической и этноконфессиональной сферах жизнедеятельности общества, связанные с проявлениями межэтнической нетерпимости, религиозно-политического экстремизма и терроризма. Важным фактором борьбы с ними является использование программно-целевого метода, способствующего консолидации усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях укрепления единства народов Дагестана и сохранения межнационального мира и согласия.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в сфере развития национальных
отношений и национальной политики без использования
программно-целевого метода
В Дагестане сформирован определенный позитивный опыт по формированию и развитию системы управления межнациональными отношениями на современном этапе. Достигнуты заметные результаты в обеспечении политической стабильности в республике. Проделана значительная работа по обеспечению прав граждан в сферах образования и развития национальных языков.
В то же время деятельность государственных и муниципальных органов власти Республики Дагестан по гармонизации межнациональных отношений требует усиления их координации, а участие институтов гражданского общества в этом процессе остается ситуативным и слабым.
Без использования программно-целевого метода в решении проблем государственной национальной политики утрачивается системность действий органов власти по гармонизации межнациональных отношений, не обеспечивается необходимое взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества.
Отказ от программно-целевого метода не позволит усилить качество взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества, повысить эффективность их работы по реализации государственной национальной политики.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода является наиболее эффективным способом решения проблем в сфере государственной национальной политики, и альтернативные варианты решения указанных проблем не являются более целесообразными. Дагестан первым среди субъектов Российской Федерации разработал и принял в 1993 году Комплексную программу по развитию национальных отношений в Республике Дагестан, основанную на использовании принципов программно-целевого метода. В настоящее время на стадии реализации находится республиканская целевая программа "Развитие национальных отношений в Республике Дагестан на 2011-2015 годы", ведомственные целевые программы Министерства образования и науки Республики Дагестан, Министерства культуры Республики Дагестан, Министерства юстиции Республики Дагестан, Комитета по делам молодежи Республики Дагестан и другие. Цели и задачи формирования социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики на территории Республики Дагестан осуществляются в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Более детальную конкретизацию данная проблема получает в содержании приоритетных проектов Президента Республики Дагестан: "Эффективное государственное управление", "Безопасный Дагестан", "Новая индустриализация", "Предприниматель - опора Дагестана", "Диаспора - сила Дагестана", "Привлечение федеральных инвестиций", "Антикоррупция", "Эффективное территориальное развитие", "Просвещенный Дагестан", "Бренд Нового Дагестана", "Правопорядок и безопасность в Республике Дагестан".
Вместе с тем принципы, цели и задачи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года обусловливают необходимость формирования новых и существенной корректировки уже существующих задач и приоритетных направлений развития национальной политики Республики Дагестан.
Данная Программа учитывает наработанный опыт и является основным документом для руководства и повышения эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года в 2013-2015 годах.
Решение поставленных задач по созданию дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного межнационального мира и согласия предполагает применение комплексного подхода и совершенствование межведомственной координации в сфере реализации республиканской национальной политики.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Реализацию Программы предполагается осуществлять в 2013-2015 годах.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
Цели Программы в соответствии с содержанием Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года:
укрепление единства и целостности Республики Дагестан в составе Российской Федерации, сохранение этнокультурной самобытности народов, населяющих республику;
обеспечение конституционных прав и свобод граждан, упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Дагестана;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
формирование положительного имиджа Республики Дагестан на российском и международном уровнях.
Основными задачами Программы являются:
укрепление межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений на территории Республики Дагестан;
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Республики Дагестан;
формирование эффективных механизмов мониторинга общественного мнения в сфере реализации государственной национальной политики;
совершенствование системы обеспечения равноправия граждан по национальному признаку для реализации их конституционных прав;
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Дагестана при главенствующей роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
совершенствование механизма взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Республики Дагестан;
совершенствование информационного обеспечения реализации в Республике Дагестан Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года в 2013-2015 годах.
Целевые индикаторы и показатели Программы
на 2013-2015 годы
-------------------------------------------------T---------T--------------¬
¦ Наименование показателей ¦ Единица ¦ Годы ¦
¦ ¦измерения+----T----T----+
¦ ¦ ¦2013¦2014¦2015¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Количество муниципальных районов и городских ¦ ед. ¦ 52 ¦ 52 ¦ 52 ¦
¦округов, реализующих целевые программы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦направленные на укрепление единства дагестанских¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦народов, сохранение межнационального мира и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦согласия, а также в сфере профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экстремизма на национальной и религиозной почве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Количество муниципальных служащих органов ¦ чел. ¦ 30 ¦ 60 ¦ 90 ¦
¦местного самоуправления, занимающихся проблемами¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦межнациональных и межконфессиональных отношений,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прошедших профессиональную переподготовку и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦повышение квалификации в области реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственной национальной политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Количество молодых граждан, принявших участие в ¦ чел. ¦2040¦3500¦3800¦
¦мероприятиях по реализации государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦национальной политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Методические рекомендации, разосланные в органы ¦ ед. ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦
¦государственной власти, муниципальные районы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦городские округа Республики Дагестан в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦национальной политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Охват системой мониторинга районов и городов ¦ ед. ¦ 20 ¦ 30 ¦ 40 ¦
¦Республики Дагестан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Количество подготовленных экспертных заключений ¦ ед. ¦ 3 ¦ 4 ¦ 6 ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Количество социологических исследований ¦ ед. ¦ 4 ¦ 5 ¦ 5 ¦
+------------------------------------------------+---------+----+----+----+
¦Количество публикаций в печатных и электронных ¦ ед. ¦ 50 ¦ 70 ¦100 ¦
¦СМИ, направленных на сохранение, развитие и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦взаимообогащение культур дагестанских народов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------+---------+----+----+-----
VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и муниципальных бюджетов. Возможно привлечение средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы (без учета финансирования мероприятий, заложенных в ранее принятых и реализуемых в Республике Дагестан республиканских целевых программах) за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 11 млн. 250 тыс. рублей, из них в 2013 году - 3 млн. 50 тыс. рублей, в 2014 году - 4 млн. 550 тыс. рублей, в 2015 году - 3 млн. 650 тыс. рублей.
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предполагаемого варианта решения проблемы
Выполнение мероприятий Программы позволит снизить уровень этнополитической напряженности и будет способствовать гармонизации межнациональных отношений в Республике Дагестан.
Результатом реализации Программы будет являться укрепление единства народов Республики Дагестан и сохранение их этнокультурной самобытности в составе Российской Федерации.
Оценка эффективности Программы состоит в определении степени достижения целей и задач Программы, сформулированных в виде целевых показателей ее результативности.
Важным экономическим эффектом реализации Программы должно стать повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, выделяемых на осуществление государственной национальной политики в Республике Дагестан, за счет обеспечения координации деятельности различных ведомств.
IX. Предложения по участию органов исполнительной власти
Республики Дагестан и иных организаций, ответственных
за формирование и реализацию Программы
Основными исполнителями Программы предполагается определить:
Министерство по национальной политике Республики Дагестан;
Министерство культуры Республики Дагестан;
Министерство образования и науки Республики Дагестан;
Министерство печати и информации Республики Дагестан;
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан;
Министерство торговли и внешнеэкономических связей Республики Дагестан;
Министерство финансов Республики Дагестан;
Министерство юстиции Республики Дагестан;
Министерство внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию);
Совет Безопасности Республики Дагестан;
Комитет по делам молодежи Республики Дагестан;
Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан;
Комитет по туризму Республики Дагестан;
Комитет по народным художественным промыслам Республики Дагестан;
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан;
Совет муниципальных образований при Президенте Республики Дагестан (по согласованию);
Общественную палату Республики Дагестан (по согласованию);
Духовное управление мусульман Дагестана (по согласованию);
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (по согласованию);
Военный комиссариат Республики Дагестан (по согласованию);
Избирательную комиссию Республики Дагестан (по согласованию);
Республиканский комитет ветеранов войны и военной службы (по согласованию);
Дагестанское региональное отделение общественной организации "Российский союз ветеранов Афганистана" (по согласованию);
Комитет солдатских матерей Республики Дагестан (по согласованию);
Региональное отделение ДОСААФ России Республики Дагестан (по согласованию);
Федерацию детских и подростковых организаций Республики Дагестан "Юность Дагестана" (по согласованию);
учреждение Российской академии наук "Дагестанский научный центр РАН" (по согласованию);
учреждение Российской академии наук "Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН" (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дагестанский государственный университет" (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дагестанский государственный педагогический университет" (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дагестанский государственный технический университет" (по согласованию);
Координационный совет некоммерческих организаций Республики Дагестан (по согласованию);
Союз композиторов Республики Дагестан (по согласованию);
Союз журналистов Республики Дагестан (по согласованию);
Союз писателей Республики Дагестан (по согласованию);
Дагестанский филиал некоммерческой организации "Российский фонд культуры" (по согласованию).
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предполагается определить Министерство по национальной политике Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Основные направления финансирования определены в соответствии с мероприятиями, увязанными по срокам выполнения Программы, реализацию которой предполагается осуществлять с 2013 по 2015 годы в один этап. Осуществление программных мероприятий планируется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и муниципальных бюджетов, а также возможно привлечение средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, поставленных в Программе, предлагаются:
совершенствование государственного управления в сфере национальной политики;
обеспечение равноправия граждан, реализация их конституционных прав в сфере государственной национальной политики;
обеспечение межнационального мира и согласия;
формирование системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
содействие национально-культурному развитию народов, проживающих в Республике Дагестан;
организация патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения;
поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России;
информационное обеспечение реализации государственной национальной политики;
совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики;
осуществление политики в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Реализация Программы достигается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Правительство Республики Дагестан готовит и утверждает Программу, которая должна быть учтена при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан.
Реализация Программы осуществляется Правительством Республики Дагестан во взаимодействии с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.
Информационная и аналитическая поддержка реализации Программы может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.
Правительство Республики Дагестан:
разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений, эффективность деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по реализации Программы;
осуществляет контроль за ходом реализации Программы и представляет Президенту Республики Дагестан ежегодные доклады.
Корректировка Программы может осуществляться по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Дагестан.
Реализация Программы призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов Дагестана, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе, а также росту международного престижа Республики Дагестан.
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство по национальной политике Республики Дагестан.
Основными задачами осуществления контроля по исполнению Программы являются:
мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных в Программе;
рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Ход реализации Программы может рассматриваться на заседаниях Правительства Республики Дагестан.
------------------------------------------------------------------
| | |
|