Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Распоряжение Правительства РД от 20.09.2013 № 285-р
<О Концепции государственной программы Республики Дагестан "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан на 2013-2015 годы">
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. № 285-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной программы Республики Дагестан "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан на 2013-2015 годы".
2. Определить государственным заказчиком государственной программы Республики Дагестан "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан на 2013-2015 годы" (далее - Программа) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы, составляет 58389,60 тыс. рублей.
4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить разработку и внесение проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 20 сентября 2013 г. № 285-р

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
НА 2013-2015 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Республики Дагестан

Социально ориентированные некоммерческие организации являются важнейшим институтом гражданского общества. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций способствует решению актуальных социальных проблем, созданию условий для развития человеческого капитала, повышению доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, расширению благотворительной деятельности и добровольчества. Вовлечение граждан в добровольческую деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций способствует повышению уровня гражданской активности населения.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан, на территории Республики Дагестан по состоянию на 1 мая 2013 года зарегистрировано 2570 некоммерческих организаций. Большая часть из них функционирует в форме общественных организаций (740), благотворительных фондов (216), религиозных организаций (804), профессиональных союзов (291), негосударственных учреждений (111).
Вместе с тем реально действующих организаций среди них в разы меньше. В процентном соотношении этот показатель составляет около 13 процентов от общего количества некоммерческих организаций, зарегистрированных в республике. В связи с этим проблема формирования реальных институтов гражданского общества в республике остается одной из самых актуальных на сегодняшний день.
Среди некоммерческих организаций особое место в Республике Дагестан занимают некоммерческие организации социальной направленности, в том числе благотворительные организации. Благотворительная и добровольческая деятельность граждан обеспечивает серьезный вклад в решение социальных проблем общества, содействует повышению качества жизни граждан.
При осуществлении своей деятельности некоммерческие организации Республики Дагестан сталкиваются также с рядом проблем - отсутствие достаточной материальной базы, необходимых навыков в разработке социальных проектов и другие.
Таким образом, некоммерческие организации Республики Дагестан нуждаются в оказании им имущественной, финансовой, информационной, консультативной, образовательной поддержки и других услуг со стороны органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления.
Основным финансовым источником существования некоммерческих организаций Республики Дагестан остаются членские взносы, спонсорская помощь, участие данных организаций в конкурсах на получение субсидий (грантов) на реализацию программ и проектов, в том числе на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.
В Республике Дагестан до настоящего времени отсутствовала необходимая нормативно-правовая база для решения указанных проблем и оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
В целом можно выделить следующие основные проблемы развития некоммерческих организаций Республики Дагестан, требующие решения со стороны государства:
отсутствие нормативной базы в области государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
недостаточность финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
низкий уровень развития информационной, консультационной и образовательной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
недостаточный уровень профессионализма сотрудников и эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
отсутствие реестров социально ориентированных некоммерческих организаций;
недостаточная информированность общества о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
несовершенная система взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан с социально ориентированными некоммерческими организациями, действующими на территории Республики Дагестан.
Обозначенные проблемы развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций требуют комплексного решения на основе принципа взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В связи с этим возникла необходимость разработки государственной программы Республики Дагестан "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан на 2013-2015 годы" (далее - Программа).
Необходимость разработки Программы также обусловлена реализацией государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Развитие институтов гражданского общества является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Также Программа разработана с учетом задач, поставленных в Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан от 31 мая 2012 года.
Одновременно отмечаем, что в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" изменилась система взаимодействия органов власти и общественности. Программа позволит сформировать систему экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на условиях конкурса проектов и проведения мероприятий, обеспечить взаимодействие органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций для решения социальных проблем населения республики.
В республике планируется принятие основных нормативных правовых актов, необходимых для создания условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям Программы, планируемых органами исполнительной власти Республики Дагестан и обеспечивающих развитие государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан и создание условий для их дальнейшего развития.
Комплекс мероприятий Программы включает в себя оказание как финансовой, так и информационной, консультационной и юридической помощи социально ориентированным некоммерческим организациям.
Использование программно-целевого метода позволит повысить эффективность выполнения мероприятий, направленных на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан. Кроме того, в условиях ограниченности бюджетных средств программно-целевой метод позволит контролировать целевое использование средств на выполнение намеченных в Программе мероприятий.
Таким образом, использование программно-целевого метода при решении задач в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций обусловлено тем, что:
решение задач, связанных с государственной поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций, должно носить постоянный и комплексный характер;
в рамках Программы будут определены показатели, которые позволят ежегодно оценивать результаты реализации программных мероприятий, направленных на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
в исполнении мероприятий Программы будут участвовать органы исполнительной власти Республики Дагестан;
реализация Программы поможет скоординировать действия исполнителей Программы.
Программно-целевой метод позволит повысить эффективность выполнения мероприятий, направленных на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

Отказ от использования программно-целевого подхода может негативно сказаться на развитии общественно значимой деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан, направленной на повышение эффективности их участия в решении приоритетных задач социальной сферы Республики Дагестан.
Основными недостатками развития социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан без использования программно-целевого метода являются:
отсутствие целенаправленного и комплексного подхода к решению проблем осуществления государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, реализуемых в рамках государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями и осуществлению поддержки их деятельности;
хаотичное выделение денежных средств из республиканского бюджета Республики Дагестан некоммерческим организациям и отсутствие контроля за их целевым использованием.
В целом отказ от использования программно-целевого метода в осуществлении государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций негативно отразится на следующих факторах:
эффективность осуществления мер и определение направлений и механизмов решения приоритетных задач государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и реализации мероприятий, направленных на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
эффективность расходования средств республиканского бюджета Республики Дагестан, выделяемых на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;
координация действий органов исполнительной власти Республики Дагестан и социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на решение актуальных социально значимых проблем Республики Дагестан;
возможность принять участие в конкурсном отборе программ субъектов Российской Федерации на получение субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации.
Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения основной цели и, соответственно, результатов, на которые направлена реализация Программы, возрастут, а отдельные поставленные задачи осуществления государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не будут достигнуты.
Также отказ от использования программно-целевого метода не позволит обеспечить комплексного решения проблем, связанных с осуществлением государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Республики Дагестан в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан, направленного на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие институтов гражданского общества.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Проблема государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан имеет следующие варианты решения:
1. Решение проблемы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан с утверждением и реализацией Программы.
Реализация Программы в рамках запланированных объемов финансирования позволит достичь цели и выполнить задачи в период действия Программы в 2013-2015 годах, что будет отражено в показателях результативности и целевых индикаторах Программы.
Решение проблемы по этому варианту может иметь определенные риски. Основной риск связан со снижением финансирования Программы по отношению к планируемым объемам, что приведет к необходимости корректировки ранее определенных приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий.
2. Решение проблемы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан непрограммными методами.
Данный вариант не приведет к созданию какой-либо действенной системы по решению обозначенных выше проблем социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку он представляет собой разрозненные мероприятия по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан.
Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решения поставленных задач. Этот вариант не предполагает систематизации и анализа результативности всего комплекса мероприятий, что не позволит эффективно решить имеющиеся проблемы в необходимые сроки.
Наиболее оптимальным является первый вариант, который позволит осуществлять мониторинг хода реализации программных мероприятий и последовательно осуществлять меры по созданию благоприятных условий для развития деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Программу предполагается реализовать с 2013 по 2015 год в два этапа.
На первом этапе Программы (2013 год) планируется создание необходимой нормативной базы для оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также проведение анализа действующих некоммерческих организаций Республики Дагестан с целью признания их социально ориентированными и включения в реестры социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан.
На втором этапе Программы (2014-2015 годы) планируется реализация конкретных мероприятий по оказанию финансовой, информационной, консультационной и иной помощи социально ориентированным некоммерческим организациям.
Реализация предполагаемых мероприятий Программы позволит не только поддержать деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан, а также стимулировать их деятельность, направленную на решение задач социально-экономического развития Республики Дагестан.
Заявленный срок реализации Программы является оптимальным для развития в Республике Дагестан системы оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и получения определенных результатов реализации мероприятий Программы, направленных на содействие развитию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Республики Дагестан.

6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам

Основной целью Программы является создание условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан. В связи с этим перед органами государственной власти Республики Дагестан стоят следующие задачи:
создание механизма реализации государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
повышение эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
эффективное взаимодействие государственных органов и социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Республики Дагестан;
рост количества социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Дагестан.
Целевые индикаторы (показатели) Программы приведены в приложении к настоящей Концепции.

7. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, а также внебюджетных источников.
Общий объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы на 2013-2015 годы с учетом средств, ежегодно предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, составит 58389,60 тыс. рублей, в том числе:
на 2014 год - 29194,80 тыс. руб.;
на 2015 год - 29194,80 тыс. рублей.
За счет внебюджетных источников планируется получение средств в объеме 200,00 тыс. руб., в том числе:
на 2014 год - 100,00 тыс. руб.;
на 2015 год - 100,00 тыс. рублей.
Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период.

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения
проблемы

К концу 2015 года предполагается достичь следующих результатов:
наличие достаточной нормативной базы, позволяющей оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям;
наличие сформированных органами исполнительной власти Республики Дагестан реестров социально ориентированных некоммерческих организаций;
увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан до 250 и более;
увеличение количества проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в конкурсе для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан, предположительно до 100;
увеличение доли граждан, участвующих в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, до 8 процентов и более;
увеличение доли граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, до 35 процентов и более;
увеличение количества сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, прошедших повышение квалификации, до 370 человек;
увеличение количества мероприятий, освещенных в средствах массовой информации, до 24;
увеличение количества семинаров, проведенных органами исполнительной власти Республики Дагестан для социально ориентированных некоммерческих организаций, до 20;
увеличение количества юридических консультаций, оказанных социально ориентированным некоммерческим организациям, до 360;
увеличение объема привлеченных благотворительных средств в социальную сферу до 7 процентов.

9. Предложения по участию республиканских органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы

Государственным заказчиком Программы является Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Исполнители Программы:
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
Министерство образования и науки Республики Дагестан;
Министерство юстиции Республики Дагестан;
Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан;
Министерство печати и информации Республики Дагестан;
органы исполнительной власти Республики Дагестан, ведущие реестры социально ориентированных некоммерческих организаций.

10. Предложения по государственным заказчикам Программы

В качестве государственного заказчика и основного разработчика Программы выступает Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

11. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

Основные направления финансирования определены в соответствии с мероприятиями Программы, к которым относятся:
проведение конкурса на предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию общественно значимых программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций;
размещение социальной рекламы в средствах массовой информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
освещение в средствах массовой информации проектов и мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций;
организационное обеспечение мероприятий, проводимых социально ориентированными некоммерческими организациями;
возмещение расходов участникам государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан, оказавшим юридическую помощь социально ориентированным некоммерческим организациям;
проведение семинаров и консультаций для социально ориентированных некоммерческих организаций по вопросам организации деятельности в соответствии с требованиями законодательства;
повышение квалификации сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.

12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы

Государственный заказчик Программы:
осуществляет управление реализацией Программы;
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям финансирования мероприятий Программы, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан;
подготавливает ежеквартальный отчет о ходе выполнения Программы и об эффективности использования средств за период ее реализации.
Реализация Программы осуществляется органами исполнительной власти Республики Дагестан, являющимися исполнителями Программы.
Исполнители Программы:
осуществляют поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в пределах своей компетенции;
реализуют Программу и координируют процесс заключения договоров о предоставлении субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям по итогам конкурса социальных проектов;
несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы;
осуществляют согласование с государственным заказчиком Программы проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
организуют размещение на официальном сайте ответственного исполнителя Программы в сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
по согласованию с государственным заказчиком Программы подготавливают проекты решений Правительства Республики Дагестан о внесении изменений в Программу, организуют их согласование и вносят в Правительство Республики Дагестан в установленном порядке;
осуществляют ведение отчетности по реализации Программы;
ежеквартально, в течение 10 дней после окончания отчетного периода, представляют государственному заказчику Программы информацию о ходе реализации Программы с нарастающим итогом по установленным формам;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.





Приложение
к Концепции государственной программы
Республики Дагестан "Государственная
поддержка социально ориентированных
некоммерческих организаций
Республики Дагестан на 2013-2015 годы"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
НА 2013-2015 ГОДЫ"

--------------------------------------T--------T--------------------------¬
¦ Наименование показателя ¦Базовое ¦ Индикаторы ¦
¦ ¦значение¦ реализации программы ¦
¦ ¦ (2012 +--------T--------T--------+
¦ ¦ год) ¦2013 год¦2014 год¦2015 год¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество социально ориентированных ¦ - ¦ 200 ¦ 200 ¦ 250 ¦
¦некоммерческих организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество проектов социально ¦ - ¦ - ¦ 80 ¦ 100 ¦
¦ориентированных некоммерческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций, участвующих в конкурсе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для предоставления субсидий из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республиканского бюджета Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дагестан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доля граждан, участвующих в ¦ - ¦ - ¦ 5 ¦ 8 ¦
¦деятельности социально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ориентированных некоммерческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций, проц. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество сотрудников и добровольцев¦ - ¦ - ¦ 370 ¦ 370 ¦
¦социально ориентированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦некоммерческих организаций, прошедших¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦повышение квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество мероприятий, освещенных в ¦ - ¦ - ¦ 12 ¦ 12 ¦
¦средствах массовой информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество семинаров, проведенных ¦ - ¦ - ¦ 10 ¦ 10 ¦
¦органами исполнительной власти для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социально ориентированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦некоммерческих предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество юридических консультаций, ¦ - ¦ - ¦ 180 ¦ 180 ¦
¦оказанных социально ориентированным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦некоммерческим организациям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Доля граждан, вовлеченных в ¦ - ¦ - ¦ 25 ¦ 35 ¦
¦добровольческую деятельность, проц. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Увеличение объема привлеченных в ¦ - ¦ - ¦ 5 ¦ 7 ¦
¦социальную сферу благотворительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств, проц. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------+--------+--------+--------+---------


------------------------------------------------------------------


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru