Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 1995 г. № 116

О СОСТОЯНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Государственный Совет Республики Дагестан отмечает, что в республике проводится определенная работа по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации по защите прав потребителей. Проблемами защиты прав потребителей в той или иной степени занимаются Дагестанское антимонопольное управление, Дагестанский ЦСМС, Дагуправление Госторгинспекции, Центр Госсанэпиднадзора, правоохранительные органы, образовано Общество защиты прав потребителей. Названные структуры провели совместные и самостоятельные проверки соблюдения правил торговли и ценообразования в специализированной торговой сети по обслуживанию ветеранов ВОВ и труда, состояния организации питания, качества пищи и соблюдения установленного порядка ценообразования на предприятиях общественного питания, в школах, оздоровительных лагерях, организации торговли товарами первой необходимости.
На базе информационно-вычислительного центра МВД РД организован единый автоматизированный учет нарушений правил торговли и предпринимательства, влекущих административную ответственность. Из представителей органов внутренних дел и государственных контролирующих органов для выработки и реализации согласованных действий по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в данной сфере на местах образуются совместные оперативно-поисковые группы.
Более чем в двадцати районах и городах республики при местных администрациях образованы органы по защите прав потребителей. Начата работа по формированию территориальных отделений общественных организаций потребителей.
Однако проводимая работа не в полной мере отвечает требованиям законодательства о защите прав потребителей. Контролирующие органы, обеспечивающие выполнение законодательства, оказались не подготовленными как организационно, так и по степени технической оснащенности, финансовой и кадровой обеспеченности к децентрализации поставок и торговли, резкому увеличению количества хозяйствующих субъектов. Межведомственный Координационный Совет по делам потребителей при Дагестанском антимонопольном управлении не справляется с возложенными на него обязанностями по выработке согласованных действий министерств, ведомств, общественных организаций в осуществлении контроля за выполнением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", его работа ограничилась организацией совместных проверок. Отсутствует целевая Республиканская программа "Безопасность и качество потребительских товаров и услуг", хотя имеется поручение Правительства Республики Дагестан о ее разработке в I полугодии 1995 г.
Слабо поставлен контроль за наличием у предприятий лицензий на право торговли. Повсеместно нарушается установленный порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом. Из всех предприятий по производству и реализации продуктов питания, общественного питания, торговли, расположенных на территории Каякентского и Карабудахкентского районов, прошли гигиеническую экспертизу и сертификацию продукции в Центре Госсанэпиднадзора Республики Дагестан только по 2 проц. в каждом, г. Хасавюрте - 13, г. Кизилюрте - 17, г. Буйнакске - 33, г. Махачкале - 58 проц. Вместе с тем работа органов Санэпиднадзора на местах сведена к фиксации фактов, конкретных мер по их предупреждению и пресечению принимается недостаточно. Крайне неблагоприятно обстоит дело с сертификацией товаров, завозимых по импорту. В республике не задействована единая система сертификации продукции.
Зафиксированы случаи появления на потребительском рынке товаров, ранее предписанных контролирующими органами к изъятию из оборота и уничтожению. В республике не определена сеть предприятий по переработке и уничтожению товаров, опасных для жизни потребителей, изъятых в ходе проверок контролирующими органами.
Неудовлетворительно соблюдается законодательство о применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с потребителями. В подавляющем большинстве городов и районов республики основной объем предпринимательской деятельности ведется без их регистрации и применения. Вследствие чего массовый характер приобрели факты обмана покупателей путем обсчета. Противоправными решениями местных администраций освобождены от использования контрольно-кассовых машин в сфере потребительской кооперации предприятия Акушинского, Ахвахского, Ахтынского, Ботлихского, Кумторкалинского, Рутульского, Хасавюртовского, Цумадинского, Чародинского районов. Также с нарушениями от их применения освобождены предприятия Кизлярского и Тарумовского районов, а местными администрациями Дахадаевского и Сулейман-Стальского районов вопрос о применении кассовых машин в расчетах с населением вообще не рассматривался.
Слабо осуществляется контролирующими органами контроль за исполнением принятых решений. Только каждый второй рубль штрафных санкций и выставленных предписаний реализуется.
В судах городов и районов республики допускаются нарушения процессуальных сроков при рассмотрении дел. Исполнение принятых судебных решений контролируется недостаточно полно.
Не на должном уровне поставлены информационно-разъяснительное обеспечение законодательства по защите прав потребителей, правовое воспитание населения.
Местные администрации в большинстве своем самоустранились от решения проблем прав потребителей, пустили эту работу на самотек, во многих из них не образованы органы защиты прав потребителей, а там, где они созданы, материально-технически не обеспечены, не имеют информационно-методических материалов, соответственно низка эффективность их деятельности.
При бесконтрольности местных администраций остается без внимания защита потребительских отношений в сфере транспортных, коммунальных, бытовых и других видов услуг; повсеместно нарушаются правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность; грубо нарушается порядок организации уличной торговли пищевыми продовольственными товарами. Созданные только в пяти городах республики подразделения муниципальной милиции по контролю за санитарным и экологическим состоянием используются неэффективно и часто не по назначению.
Криминогенная ситуация в сфере потребительского рынка продолжает обостряться. А действия правоохранительных и других органов не соразмерны сложившейся обстановке. Органы прокуратуры республики слабо осуществляют надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей, за соответствием законодательству издаваемых местными органами исполнительной власти правовых актов, не принимают действенные меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности, не информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности по вопросам защиты прав потребителей.
Государственный Совет Республики Дагестан постановляет:
1. Проводимую в республике работу по соблюдению законодательства о защите прав потребителей признать недостаточной.
2. Поручить Правительству Республики Дагестан:
2.1. в месячный срок образовать под руководством заместителя Председателя Правительства Республиканский межведомственный Координационный Совет по делам потребителей и утвердить соответствующее положение о нем;
2.2. разработать и утвердить в 1995 году:
Республиканскую программу "Безопасность и качество потребительских товаров, работ и услуг";
единый республиканский порядок сертификации на безопасность продукции, ввозимой из-за рубежа, производимой и реализуемой в Республике Дагестан;
Положение о порядке сбора и уничтожения продукции, не пригодной к употреблению и переработке, с определением сети предприятий по переработке и уничтожению продуктов питания, опасных для здоровья потребителей, изъятых в ходе проверок контролирующими органами;
2.3. установить порядок регистрации в Дагуправлении Госторгинспекции образцов - эталонов товаров народного потребления, выпускаемых предприятиями республики;
2.4. определить условия и географию формирования, порядок использования республиканской и региональной системы лабораторно-исследовательской базы, их аккредитации и материально-технического оснащения;
2.5. принять организационные меры, направленные на создание условий для широкого развития общественного движения потребителей, оказывать общественным организациям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи, предоставления финансовой помощи, в том числе за счет средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
3. Министерству внутренних дел республики совместно с Дагестанским управлением Госторгинспекции, Дагестанским ЦСМС, Центром Госсанэпиднадзора, Махачкалинским отделением Госинспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, местными администрация ми, другими органами исполнительной власти обеспечить строгое соблюдение действующего законодательства изготовителями товара, исполнителями работ, услуг, продавцами; до конца 1995 года завершить формирование совместных оперативно-поисковых групп в районах и городах республики из представителей органов внутренних дел и государственных контролирующих органов для выработки и реализации согласованных действий по пресечению правонарушений и преступлений в вопросах защиты прав потребителей и активизировать их деятельность. О результатах проведенных мероприятий представить Государственному Совету обобщенную справку до 15 января 1996 года.
4. Государственной налоговой инспекции, местным администрациям обеспечить строгое выполнение законодательства о применении контрольно-кассовых машин в расчетах с населением. Государственной налоговой инспекции представить Государственному Совету информацию о проделанной работе в ноябре 1995 года.
5. Дагестанскому таможенному управлению, другим ведомствам, обеспечивающим режим в пунктах пропуска через Государственную границу, усилить контроль за соблюдением предпринимателями условий сертификации ввозимой в республику продукции.
6. Прокуратуре Республики Дагестан обеспечить регулярный надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей, принимать конкретные меры по устранению его нарушений; особое внимание обратить на соответствие законодательству издаваемых местными администрациями правовых актов; активизировать работу по информированию органов государственной власти и населения республики о соблюдении законности по защите прав потребителей.
7. Установить, что Дагестанское антимонопольное управление представляет в Правительство Республики Дагестан ежегодно в марте месяце "Государственный доклад о состоянии соблюдения законодательства по защите прав потребителей".
8. Министерству печати и информации совместно с Дагестанским антимонопольным управлением, Дагестанским ЦСМС, Центром Госсанэпиднадзора, Обществом защиты прав потребителей, Дагестанским управлением Госторгинспекции, Министерством внутренних дел, Махачкалинским отделением госинспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию организовать в средствах массовой информации постоянно действующую рубрику с целью широкого разъяснения прав потребителей, организовать издание нормативных документов и информационных материалов, раскрывающих качество и безопасность реализуемых населению товаров и услуг, порядок их использования, а также защиты своих прав и интересов; рассмотреть вопрос издания в республике "Справочника потребителя"; обеспечить широкое освещение деятельности органов по защите прав потребителей, доводить до широких масс потребителей информацию о некачественных и опасных для здоровья товарах и услугах, появившихся на потребительском рынке, и предприятиях, их производящих.
9. Главам городских и районных администраций республики:
9.1. в месячный срок рассмотреть состояние соблюдения законодательства по защите прав потребителей, наметить и осуществить комплекс мер по устранению имеющихся недостатков, образовать при администрациях возглавляемые заместителями глав администраций Советы по координации деятельности органов, контролирующих соблюдение законодательства по защите прав потребителей; оказать содействие Обществу защиты прав потребителей в формировании его региональных структур;
9.2. создать за счет средств, поступающих от штрафов за нарушения законодательства о защите прав потребителей, специальные подразделения муниципальной милиции по контролю за санитарно-экологическим состоянием города, района;
9.3. провести инвентаризацию всех действующих на территории района (города) предпринимательских структур, деятельность которых связана с интересами потребителей, на предмет наличия сертификатов, лицензий на право торговли, кассовых машин, регистрации в налоговых органах и другим вопросам. По результатам разработать и реализовать мероприятия по устранению выявленных недостатков;
9.4. информацию о выполнении пункта 9 представить в январе 1996 года в Контрольное управление Государственного Совета.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Государственного Совета и Правительство Республики Дагестан.

Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru