ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1995 г. № 74
О ФАКТАХ УБИЙСТВ И ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ И МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
В последнее время в республике участились факты убийств и покушений на жизнь и здоровье представителей власти, похищений граждан, шантажа и угроз в их адрес. Так, 10 июля т.г. в здании Магарамкентской районной администрации выстрелами из автоматического оружия был убит глава администрации, депутат Народного Собрания республики Гаджиев С.М. В августе текущего года совершено убийство главы Тарумовской районной администрации, депутата Народного Собрания республики Иванова И.И., произведен обстрел из гранатомета квартиры Председателя Правительства РД Мирзабекова А.М., подвергся нападению и причинению телесных повреждений депутат Государственной Думы Решульский С.Н.
Посягательства на жизнь и здоровье совершены в отношении ряда других представителей власти, предпринимателей.
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, кардинального оздоровления криминогенной ситуации в республике не происходит. Число умышленных убийств, других тяжких преступлений против личности продолжает расти. Спад в динамике преступности затронул в основном менее опасные виды преступлений, тогда как темпы роста тяжких остаются высокими.
Особую тревогу вызывает рост организованной преступности, которая использует такие методы уголовного террора, как захват заложников, шантаж и другие. Преступные формирования занимаются рэкетом, стремятся установить контроль над банками, сферами предпринимательства, распределения материальных ресурсов, сращиваются с отдельными коррумпированными элементами в государственном аппарате.
Все чаще насилие становится инструментом давления на представителей власти, способом запугивания или устранения конкурентов по бизнесу, средством разрешения конфликтов. Преступники своими противоправными деяниями тормозят реализацию экономических реформ, развитие предпринимательской инициативы.
Особое беспокойство граждан вызывают участившиеся факты совершения преступлений с применением огнестрельного оружия.
Основные причины разгула преступности кроются в кризисном состоянии и нестабильности общества, несовершенстве правовой базы, в правовом нигилизме граждан, серьезных просчетах в правоприменительной практике, низкой раскрываемости тяжких преступлений.
Статистические данные о преступности, о сокращении темпов ее роста не отражают истинного положения дел. Высоким остается уровень латентной преступности.
Неадекватно реагирование правоохранительных органов на процессы консолидации преступного элемента. Сформированные концептуальные направления деятельности по борьбе с организованной преступностью реализуются неудовлетворительно. Деятельность правоохранительных органов не обеспечивает в полной мере гарантий прав личности, предусмотренных Конституциями Российской Федерации
и Республики Дагестан
.
Органами внутренних дел и безопасности не предпринимаются решительные меры для разоблачения авторитетов преступного мира, вооруженных групп, слабо используется комплекс полномочий, предоставленных Законом
"Об оперативно-розыскной деятельности в РФ".
Для раскрытия тяжких и других преступлений, вызвавших общественный резонанс, пока не предприняты действенные меры, в результате чего опасные преступники еще не предстали перед правосудием. В итоге подрывается вера граждан в способность власти защитить их. Во многих городских и районных органах внутренних дел ухудшение криминогенной ситуации не сопровождается поиском эффективных мер реагирования на нее.
Совершаемые преступления в сфере экономики во многом становятся возможными из-за нескоординированности в работе служб статистики, комитетов по имуществу, МВД, налоговых служб и налоговой полиции и безответственного отношения к работе глав администраций многих районов и городов. Массовый характер носят нарушения налогового, банковского, таможенного законодательства и др.
Главы администраций допускают отвлечение бюджетных средств, их незаконную передачу коммерческим структурам, расходуют их на непредусмотренные цели. Одна из главных причин - это отсутствие надлежащего контроля со стороны соответствующих государственных структур.
Крайне ослаблена контрольно-ревизионная работа. Органы управления и контроля, а также местные органы власти не в полной мере выполняют свои обязанности по обеспечению законности в подведомственных и подконтрольных предприятиях и организациях.
Тревогу вызывают нарушения финансово-кредитной дисциплины, законности использования бюджетных средств и целевых кредитов, а также дотаций. В этой сфере выявляются грубые нарушения.
Имеют место многочисленные нарушения, связанные с использованием инвестиционных, фермерских и других кредитов. Нет должного спроса с руководителей министерств и ведомств, глав администраций за состояние сохранности государственного и муниципального имущества, за пресечение мошеннических операций.
Однако, несмотря на такое положение дел, продолжает иметь место разрозненность и разобщенность усилий, узковедомственный подход правоохранительных органов к борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Координационный совет РД по организации борьбы с преступностью и коррупцией не в полной мере координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, связанными с посягательством на жизнь и здоровье представителей власти, граждан, по пресечению преступлений в сфере экономики, недостаточно осуществляет контроль по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией в городах и районах республики.
Положение с преступностью, ее разлагающее влияние на все сферы общественной жизни требуют принятия действенных мер по изменению сложившейся ситуации, постоянного и неослабного внимания к проблеме преступности со стороны всех органов власти и управления, общественности, средств массовой информации.
Однако, вопросы обеспечения законности, общественного порядка, предупреждения правонарушений, охраны собственности, прав и свобод граждан не находят должного отражения в деятельности органов исполнительной власти. Главы администраций городов и районов не везде вплотную занимаются вопросами обеспечения общественного порядка, оказанием помощи правоохранительным органам. Сложившаяся обстановка диктует необходимость глубокого и комплексного изучения причин указанных явлений и выработки адекватных мер. В связи с этим необходимо объединить усилия всех органов и организаций в борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами и коррупцией.
Государственный Совет Республики Дагестан отмечает, что в условиях происходящих в обществе процессов формирования цивилизованных рыночных отношений, и на этом фоне усиления проявлений организованной преступности, криминальных элементов органы власти и управления республики, и прежде всего, правоохранительные органы глубоко не анализируют происходящие явления, не перестраивают свою работу в соответствии с изменившимися условиями, не осуществляют адекватных складывающейся обстановке решительных мер по обеспечению законности и правопорядка, защите прав граждан от преступных посягательств, пресечению фактов террора и иных посягательств на жизнь и здоровье должностных лиц.
Государственный Совет Республики Дагестан постановляет:
1. Признать работу правоохранительных органов республики, особенно в городском, районном звеньях, по борьбе с проявлениями организованной преступности, пресечению и раскрытию убийств и иных посягательств на жизнь и здоровье представителей власти неудовлетворительной.
Прокуратуре РД, Министерству внутренних дел РД и Министерству безопасности РД (УФСБ), другим правоохранительным органам республики принять скоординированные и энергичные меры по усилению борьбы с преступностью, особенно с организованными ее формами.
Предупредить руководство Министерства внутренних дел РД (Абдуразаков М.Г., Беев В.Е.), Министерства безопасности РД (УФСБ) (Папсуев В.Н., Баулов Х.Х.), Прокуратуры РД (Мирзаев М.М., Яралиев И.М.) об их персональной ответственности за обеспечение перелома в деятельности возглавляемых ими ведомств по борьбе с организованной преступностью, фактами коррупции, злоупотреблениями в сфере экономики, финансов, тяжкими посягательствами на жизнь и здоровье граждан, представителей органов власти.
2. Прокуратуре РД, Министерству внутренних дел РД, Министерству безопасности РД (УФСБ) принять меры по обеспечению раскрытия и расследования преступлений - убийства главы администрации Тарумовского района, депутата Народного Собрания Иванова И.И., посягательств на Председателя Правительства РД Мирзабекова А.М. и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Решульского С.Н. Обеспечить особый контроль за ходом расследования и раскрытия указанных, а также других преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс в республике.
3. Министру внутренних дел РД Абдуразакову М.Г. в целях усиления направлений работы органов внутренних дел по борьбе с тяжкими преступлениями, организованной преступностью произвести в двухмесячный срок необходимые структурные изменения.
4. Прокурору РД Мирзаеву М.М., министру внутренних дел РД Абдуразакову М.Г. и министру безопасности РД (УФСБ) Папсуеву В.Н. изучить положение дел в правоохранительных органах г. Махачкалы и Тарумовского района, по результатам рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц.
5. Администрациям городов, районов состояние законности и правопорядка рассматривать как приоритетное направление своей деятельности. В III квартале 1995 года проанализировать складывающуюся в городах и районах ситуацию, выполнение государственной программы по борьое с преступностью, принять конкретные меры по объединению усилий правоохранительных, контролирующих органов и органов местного самоуправления.
6. Министерствам, ведомствам республики (Минсельхоз, Минпромтранссвязи, Минэкономики, Минстрой и др.) усилить контроль за правильностью использования выделенных бюджетных средств в подведомственных и подконтрольных организациях, систематически рассматривать вопросы состояния законности в этих организациях, повысить требовательность к руководителям этих учреждений, предприятий.
7. Главному управлению Центробанка РФ по РД, Министерству финансов РД, Департаменту налоговой полиции РД, Налоговой инспекции РД усилить контроль за деятельностью органов власти, управления, коммерческих структур, иных предприятий различных форм собственности по использованию выделенных финансовых средств, кредитных ресурсов, соблюдением законодательства о финансах, налогах.
8. Контрольному управлению Государственного Совета РД совместно с Правительством РД осуществить проверку законности использования министерствами, ведомствами республики, местными администрациями выделенных в 1994-1995 годах бюджетных средств. По результатам проверки представить предложения в Государственный Совет РД.
9. Правовому управлению Государственного Совета РД совместно с правоохранительными органами республики подготовить для внесения Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ предложения по ускорению принятия новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса РФ, закона о защите прав потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве, иных нормативных актов, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью.
10. Предложить Верховному суду РД усилить реагирование на факты вынесения либеральных приговоров в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления.
11. Координационному совету РД по организации борьбы с преступностью и коррупцией:
в соответствии с Указом
Государственного Совета РД от 27 июля 1995 г. "О Координационном совете РД по организации борьбы с преступностью и коррупцией" активизировать работу по координации действий правоохранительных органов и повышению эффективности их деятельности на главных направлениях борьбы с преступностью;
повысить требовательность к руководителям органов власти и управления, ужесточить спрос по выявленным фактам злоупотреблений служебным положением, иным нарушениям законности со стороны должностных лиц. При необходимости внести соответствующие предложения в Государственный Совет РД;
обеспечить контроль за выполнением администрациями районов, городов пункта 5
настоящего постановления;
рассмотреть вопрос о состоянии законности и правопорядка в г. Махачкале, Магарамкентском и Тарумовском районах по итогам 1995 года.
12. Правительству Республики Дагестан:
по итогам 1995 года проанализировать эффективность работы Министерства внутренних дел РД и Министерства безопасности РД (УФСБ) по борьбе с организованной преступностью и принять необходимые меры;
разобраться в обстановке, сложившейся в сфере финансово-кредитных отношений, причинах и условиях, в силу которых становятся возможными многочисленные факты нарушений и злоупотреблений должностными лицами министерств и ведомств, местными администрациями при использовании бюджетных средств, кредитов, дотаций и т.д. О принятых мерах информировать Государственный Совет РД в январе 1996 года;
рассмотреть вопрос об оказании Прокуратуре РД, Министерству внутренних дел РД и Министерству безопасности РД (УФСБ) дополнительной финансовой помощи для укрепления материально-технической оснащенности оперативных подразделений.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Правительство РД и управления Государственного Совета РД.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ