Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 1993 года

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО УСИЛЕНИЮ
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ НА 1993-1995 ГОДЫ

Президиум Верховного Совета Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить Государственную программу Республики Дагестан по усилению борьбы с преступностью и коррупцией на 1993-1995 годы.
2. Городским и районным Советам народных депутатов рассмотреть вопрос о состоянии законности и правопорядка на соответствующих территориях и принять необходимые меры по его укреплению.
3. Контроль за реализацией Программы возложить на Координационный совет по борьбе с преступностью и коррупцией.

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета
Республики Дагестан
Б.АХМЕДОВ





ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ
С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ НА 1993-1995 ГОДЫ

Введение

Представляемая Программа имеет своей целью радикальную активизацию борьбы с преступностью и коррупцией в Республике Дагестан, создание единого фронта этой борьбы на основе мобилизации усилий всех государственных органов и общественных организаций, органов самоуправления и широкой общественности на местах, коренной перестройки и улучшения деятельности правоохранительных органов, повышения ее эффективности.
Проект Программы был подготовлен Советом Министров Республики Дагестан в соответствии с решениями Съезда народов Дагестана, Верховного Совета Республики Дагестан, предложениями заинтересованных органов и учреждений, мнениями специалистов правоохранительной деятельности, ученых и практиков, результатами обсуждения на разных уровнях. В зависимости от изменения ситуации она будет корректироваться и дополняться новыми позициями.

Оценка криминогенной обстановки в Республике Дагестан
и прогноз динамики преступности на ближайшее будущее

Состояние законности и правопорядка приняло кризисный характер. Начиная с 1989 г. в республике вал преступности постоянно нарастает. На протяжении последних 4 лет уровень преступности возрос более чем в два раза, еще более быстрыми темпами увеличивается число тяжких преступлений, количество которых в 1992 году по сравнению с 1991 годом возросло на 56 процентов. В 1992 году совершено 154 убийства, 3269 посягательств на госсобственность, 6709 краж личного имущества граждан, 695 угонов и краж автотранспорта.
Серьезную озабоченность вызывает состояние преступности в городах республики, особенно в ее столице Махачкале, на долю которой приходится более 1/3 всех зарегистрированных преступлений.
Растет рецидивная преступность, происходит процесс профессионализации преступников, консолидации их рядов, обретения организованности и тактической изощренности в их среде. Активизируется деятельность организованных устойчивых групп, связанных с коррумпированными дельцами в различных эшелонах власти, использующих в своих преступных целях коммерческие структуры, нестабильность и кризисное состояние экономики. Одни организованные группы совершают вооруженные нападения на граждан, на государственные предприятия, учреждения и организации, на коммерческие структуры, а другие, используя коррумпированные связи и ослабление официального контроля, всякими ухищрениями завладевают государственным и муниципальным имуществом либо отмывают свой капитал в процессе приватизации этого имущества. Незащищенной оказалась перед ловкими дельцами и мафиозными группами и кредитно-финансовая система. Только в 15 эпизодах покушений на особо крупные хищения в этой системе органами правоохраны предотвращено хищение 15 млрд. рублей.
Серьезное беспокойство вызывает и такое обстоятельство, как сколачивание преступных групп гражданами Дагестана за пределами республики, в больших городах и других районах России. Это не только подрывает престиж республики в глазах широкой общественности, но и осложняет криминогенную ситуацию в самой республике, способствуя росту профессионализма и организованности криминогенных лиц.
Общие причины состояния преступности в республике аналогичны вскрытым в постановлении VII Съезда народных депутатов Российской Федерации: это резкое снижение жизненного уровня населения, падение общественной нравственности, правовой нигилизм, охватившие общество и властные структуры на всех уровнях, подрыв правопорядка. При отсутствии определенной идеологической направленности многие средства массовой информации, культивируя жестокость, насилие, вседозволенность, крайние формы индивидуализма, подрывают уважение к закону. В то же время на низком уровне находится позитивное правовое информирование населения.
К этим факторам следует добавить особенности и сложности социально-политической и экономической ситуации в регионе и республике, которые также влияют на состояние преступности и правопорядка.
Не решена проблема изъятия у населения незаконно хранящегося огнестрельного оружия, наличия разного рода вооруженных преступных групп, которые продолжают осложнять криминогенную ситуацию.
Ослабили свою работу по профилактике правонарушений и преступлений министерства и ведомства, руководители производственных предприятий и организаций. Общественные формирования и трудовые коллективы по существу перестали выполнять предупредительно-профилактические функции.
Не налажена продуманная система технико-охранных сигнализационных мер для обеспечения сохранности имущества граждан, коммерческих структур, государственных и муниципальных предприятий, бюджетно-финансовых и кредитных учреждений. Слабо пропагандируются методы самоохраны от преступных посягательств и детективно-охранной деятельности.
Система контрольно-инспекционных органов и ревизионных служб ослаблена и не оказывает существенного влияния на предупреждение правонарушений и преступлений, не обеспечивает сохранности государственного и кооперативного имущества, защиты интересов граждан в сферах их обслуживания.
Единственной реальной силой, противостоящей преступности, в настоящее время остаются правоохранительные органы, работа которых весьма осложнена и желаемых результатов не дает. Правоохранительные органы в определенной степени дезориентированы отсутствием четкой и последовательной уголовно-правовой политики не справляются с нарастающим валом преступности, ее наиболее опасными формами. Не соответствуют современным требованиям кадровая и материально-техническая обеспеченность правоохранительных органов, правовая и социальная защищенность их работников.
Средняя годовая нагрузка на одного работника уголовного розыска составляет 44 преступления, на следователя - 69 уголовных дел, участкового инспектора милиции - 3,5 тыс. чел. (при норме 2 тыс. чел.), милиционера ППС - 2,5 тыс. чел. (при норме 1 тыс. чел.).
На 10 тыс. жителей Дагестана приходится 14,7 работника милиции, содержащихся за счет федерального бюджета (по России - 18 работников милиции).
Правоохранительные органы очень слабо влияют на раскрытие реально совершенных преступлений и не обеспечивают претворения в жизнь важнейшего принципа предупреждения преступности - неотвратимости уголовной ответственности и наказания виновных лиц. Из 18079 зарегистрированных по республике в 1992 году преступлений нераскрытыми остались больше половины, т.е. 9537 преступлений. Плохо раскрываются преступления прошлых лет, имеются сотни уголовных дел, которые залеживаются в следственных частях правоохранительных органов. По некоторым видам преступлений раскрываемость еще ниже. Так, по кражам личного имущества она составляет 26,6 проц., по грабежам - 29,6 проц., по разбоям - 28,7 проц., по угону автотранспорта - 40,6 процента. Раскрытые преступления в преобладающем большинстве - очевидные преступления, а раскрываемость неочевидных преступлений чрезвычайно низка.
Здесь сказываются не только низкий профессионализм следственных подразделений, но и слабая работа оперативного состава, неудовлетворительный уровень организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий, несвоевременное реагирование на сообщения о фактах преступлений и упущение времени для проведения неотложных оперативно-следственных действий по "горячим" следам, плохое использование технических средств и многое другое, относящееся к следственной тактике и методике расследования преступлений. В связи с изменениями в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в следственно-судебных кругах начинает проявляться опасная тенденция либерального отношения к преступникам, утрачивается острота реагирования, упорство и настойчивость в раскрытии преступлений, изобличении преступников.




6.1. На основе анализа причин резкого ослабления предупредительно-профилактической работы официальных управленческих структур, органов местного самоуправления, общественных организаций и трудовых коллективов, специальных общественных формирований разработать меры по ее активизации.
Отв. - Совет Министров, МВД, МБ, Прокуратура, МЮ, горрайсоветы народных депутатов, Конфедерация независимых профсоюзов, Мининформпечати.
Срок - I полугодие 1993 г.
6.2. Наладить систему оповещения заинтересованных органов и организаций и населения о состоянии борьбы с правонарушениями и преступностью. Образовать единый банк данных об общественном мнении по проблемам преступности и оценкам гражданами состояния правопорядка и правоохраны в республике. Использовать эти данные при корректировке Программы и текущих планов борьбы с преступностью.
Отв. - МВД, МЮ, Мининформпечати, Госкомстат, Координационный орган.
Срок - 1993 г. и в дальнейшем.
6.3. Организовать целевое исследование проблем социальной профилактики антиобщественных проявлений, правонарушений и преступности, на основе его результатов разработать меры по активизации этой работы.
Отв. - ДНЦ РАН, ДГУ, ДППИ.
Срок - 1993 год и в последующем.
6.4. В предупредительно-профилактических целях максимально вовлекать несовершеннолетних и молодежь в спортивные движения и другие формы организованного проведения досуга.
Отв. - Госкомитет по спорту, делам молодежи и туризму, Миннаробраз, Конгресс деловых людей.
Срок - 1993-1995 гг.
6.5. Обобщить и распространить опыт разрешения социально-бытовых конфликтов на уровне местного самоуправления, сельских сходов (джамаата), советов аксакалов, религиозных деятелей, независимых посредников.
Отв. - Совет Министров, горрайсоветы народных депутатов, Минкультуры, ДНЦ РАН.
Срок - 1993 г. и в последующие годы повторно.
6.6. Осуществить меры по обучению граждан методике предотвращения и пресечения преступных проявлений в отношении их. В этих целях широко использовать возможности средств массовой информации.
Отв. - МВД, МЮ, Миннаробраз, ДНЦ РАН, ДГУ.
Срок - 1993-1995 гг.
6.7. Проанализировать практику правового обучения в школах, учебных заведениях других уровней и правовой пропаганды среди населения, принять меры к активизации и повышению эффективности влияния этой работы на профилактику правонарушений и преступлений.
Отв. - МЮ, Миннаробраз, Координационный орган.
Срок - 1993 г. и периодически в последующие годы.
6.8. Принять меры по оздоровлению морально-психологической атмосферы в общеобразовательных школах, училищах, техникумах и вузах.
Отв. - Миннаробраз, руководители учебных заведений, Минкультуры, райгорсоветы народных депутатов.
Срок - 1993-1995 гг.
6.9. Провести с участием заинтересованных ведомств комплексную экспертизу технического состояния автотранспорта, автодорог и уровня квалификации водительского состава. С учетом материалов изучения и экспертной оценки разработать республиканскую программу предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Отв. - Совет Министров, Минпромтранссвязи, МВД, Дагвоенкомат.
Срок - 1993-1995 гг.
6.10. Поддержать и стимулировать позитивную инициативу религиозно-духовных структур и традиции народов республики по организации противодействия безнравственности, правонарушениям и преступным проявлениям.
Отв. - горрайсоветы народных депутатов, Минкультуры, МЮ, Конфедерация национальных движений.
Срок - 1993-1995 гг.
6.11. Ректорам вузов, руководителям средних специальных учебных заведений, колледжей, общественным организациям, активу студентов и учащихся совместно с представителями правоохранительных органов разработать и осуществить в течение 1993-1995 годов комплекс профилактических мер, направленных на усиление борьбы с антиобщественными проявлениями и преступностью среди студенчества и учащихся, пропаганду правовых знаний, а также улучшение материально-бытовых условий студентов и учащихся.
Обратить особое внимание на наведение надлежащего порядка в студенческих общежитиях, организовав в них постоянное дежурство силами преподавателей, студентов и представителей правоохранительных органов. Возродить ранее существовавшие и оправдавшие себя формы участия студентов и учащейся молодежи в охране общественного порядка.
Отв. - ректоры вузов, руководители средних учебных заведений, колледжей, правоохранительные органы города.
Срок - 1993 г.
6.12. Объединить усилия государственных и общественных организаций, средств массовой информации в интересах целенаправленного осуществления профилактики правонарушений. Рассмотреть возможности восстановления и стимулирования деятельности различных общественных формирований, содействующих охране общественного порядка и содержащихся за счет бюджета соответствующего уровня или специальных фондов.
Отв. - райгорсоветы народных депутатов, правоохранительные органы.
Срок - 1993 г.
6.13. Разработать комплекс мер социальной защиты и реабилитации нуждающейся категории населения с определением источников финансирования, способов бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания и оказания иной необходимой помощи.
Отв. - Минсоцзащиты, Госкомтруд, горрайсоветы народных депутатов.
Срок - 1993-1995 гг.
6.14. Предусмотреть выплату материальной помощи трудоспособным лицам из числа беженцев, освобожденным из ИТУ и иным категориям, не получающим пособие по безработице, в размере минимальной оплаты труда на период их трудоустройства, но не более чем на 3 месяца за счет средств фонда занятости населения.
Отв. - Госкомзанятости, Минфин.
Срок - 1993-1995 гг.
6.15. Рассмотреть вопрос о бронировании рабочих мест для трудоустройства лиц из группы риска на предприятиях независимо от форм собственности, предусмотрев за это определенные льготы.
Отв. - Госкомзанятости, горрайсоветы народных депутатов.
Срок - 1993-1995 гг.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru