Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПРИКАЗ
от 30 декабря 1996 г. № 387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС" и от 08.11.1992 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы", в целях стимулирования роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развития творческой инициативы, обеспечения социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений приказываю:
1. Утвердить Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Республики Дагестан (приложение).
2. Ввести в действие Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РД с 30 декабря 1996 г.
3. Управлениям образования районов, городов, руководителям республиканских учреждений образования:
3.1. Довести до педагогических и руководящих работников Положение об аттестации.
3.2. Провести организационную работу по созданию необходимых условий для аттестации педагогических и руководящих работников.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Мусалаеву Н.З.

Министр образования
Республики Дагестан
Н.КАЗИЕВ





ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ
РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.1993 № 256, регламентирует порядок проведения аттестации на территории Республики Дагестан.
1.2. Целью аттестации являются стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников системы образования в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачами аттестации являются целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.
Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
1.3. Основными принципами аттестации являются добровольность, открытость, коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
1.4. Нормативной основой для проведения аттестации являются данное Положение, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющие их количество, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.
Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются на 5 лет.
За год до истечения срока действия квалификационной категории работник должен быть в официальном порядке извещен об этом руководителем образовательного учреждения.
При желании, в течение последнего года действия квалификационной категории работник может пройти переаттестацию на подтверждение квалификационной категории.
1.5. Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений является обязательной в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Решение о соответствии требованиям, предъявляемым к руководителю, выносит Главная аттестационная комиссия (исключение составляют руководители дошкольных образовательных учреждений, которые аттестуются районной комиссией).
1.6. Аттестацию проходят изъявившие желание получить, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий, независимо от возраста.
1.7. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:
педагогическим работникам - в зависимости от образований и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности);
руководящим работникам - по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.


Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих работников учреждений образования Республики Дагестан осуществляют Министерство образования Республики Дагестан, местные (муниципальные) органы управления образованием.

II. Аттестационная комиссия, ее состав

2.1. Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации.
Аттестационные комиссии, руководствуясь Положением, определяют формы и процедуры, конкретные сроки проведения аттестации, выносят решения по итогам аттестации.
2.2. Для проведения аттестации создаются:
Главная аттестационная комиссия;
районная, городская (муниципальная) аттестационные комиссии;
аттестационная комиссия учреждения образования.
2.2.1. Главная аттестационная комиссия создается Министерством образования Республики Дагестан.
2.2.2. Районная, городская (муниципальная) аттестационные комиссии создаются соответствующим органом управления образованием.
2.2.3. Аттестационная комиссия учреждения (организации) образования создается его Советом (педагогическим советом).
2.2.4. Для аттестации педагогических работников малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений аттестационные комиссии могут создаваться при районном (городском) органе управления образованием по подчиненности образовательного учреждения или на базе одного из образовательных учреждений.
2.3. Персональный состав аттестационной комиссии, сроки ее полномочий и сроки проведения аттестации определяются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителем учреждения образования.
2.4. В состав аттестационной комиссии входят:
председатель аттестационной комиссии - руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием, учреждения образования:
заместитель председателя;
секретарь;
члены комиссии.
В состав комиссии включаются работники образовательных, научных, методических учреждений, представители профсоюзов и родительской общественности. В ее состав могут входить представители организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления.
При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы по аттестации педагогических и руководящих работников по специальностям.
Участие в работе аттестационной комиссии не должно наносить ущерб основной деятельности ее членов.
За работниками образовательных учреждений, включенными в состав аттестационных комиссий, на период их непосредственной деятельности в составе комиссии сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.
Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников системы образования, производится за счет средств бюджета, выделенных дополнительно на указанные цели по нормативу расходов на одного аттестуемого, утвержденному приказом Министерства образования Республики Дагестан. Оплата работы членов экспертных групп может также производиться по решению органов управления образованием на договорной основе.
2.5. Результаты аттестации определяются открытым голосованием на итоговом заседании комиссии.
По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений:
а) о соответствии заявленной квалификационной категории;
б) о несоответствии заявленной квалификационной категории.
Решение считается действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии и оно было принято большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории (занимаемой должности).
Аттестационная комиссия по аттестации педагогических и руководящих кадров, а также аттестационная комиссия по аттестации учреждений образования вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую квалификационную категорию.
В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее, чем через год.
Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах, и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования.
Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.
Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

III. Порядок проведения аттестации

3.1. Аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности работника.
3.2. Основанием для включения в списки аттестуемых является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.
Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.
3.3. Аттестация проводится по двум направлениям:
3.3.1. Первое - обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников.
Может осуществляться в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и других формах.
При этом проверяется знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.
При аттестации руководящих работников учитывается знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, новых педагогических технологий, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных документов, регулирующих работу учреждений образования.
3.3.2. Второе - экспертная оценка практической деятельности педагогических и руководящих работников.
Может осуществляться путем использования различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.
Основой экспертной оценки практической деятельности педагогических работников являются анализ учебно-воспитательных занятий, различного рода тестирования учащихся (воспитанников), контрольные работы, анкетирование детей, родителей и коллег.
При этом, как правило, учитываются результаты профессиональной деятельности за последние 3 года.
Основой экспертной оценки деятельности руководящих работников образовательных учреждений являются анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также состояние учебно-воспитательного процесса, включая характер отношений его участников, внедрение инноватики. При этом, как правило, учитываются результаты работы учреждения за последние 3 года, рейтинг учреждения в образовательном пространстве района (города), республики.
3.4. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников заявленной квалификационной категории выносят:
высшей категорий - Главная аттестационная комиссия;
первой категории - районная (городская) аттестационная комиссия;
второй категории - аттестационная комиссия образовательного учреждения.
Главная аттестационная комиссия выносит решение о соответствии высшей и первой квалификационным категориям педагогических и руководящих работников учреждений образования, находящихся в непосредственном подчинении Министерства образования Республики Дагестан.
3.5. Руководители учреждений образования аттестуются Главной, районной (городской) аттестационными комиссиями как руководители и как педагогические работники.
3.6. За педагогическими и руководящими работниками, вышедшими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной ранее квалификационной категории и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается.
3.7. При переходе на новое место работы, в т.ч. в связи с переездом в другой регион, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в данном регионе на срок, определенный территориальным (ведомственным) Положением.
3.8. В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических и руководящих работников во время:
длительной нетрудоспособности;
отпуска по уходу за ребенком;
длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;
отпуска до одного года в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании";
по выходе на работу срок действия имевшейся у них квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке не более, чем на один год.
Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения образования или уходом на пенсию, независимо от ее вида, в случае возобновления ими педагогической деятельности сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия или (в случае истечения срока действия) продлевается не более чем на один год с последующей аттестацией на общем основании.
В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.
3.9. В целях заинтересованности вузов и других образовательных учреждений в совместной работе разряд оплаты труда, установленный преподавателю вуза, имеющему ученую степень и звание, сохраняется при его работе на преподавательской должности в школе (лицее, гимназии, колледже), в учреждении начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования, но подтверждается приказом соответствующего органа управления образованием.

IV. Сроки проведения аттестации

4.1. Прием заявлений на участие в аттестации и переаттестации производится аттестационными комиссиями в срок до 25 мая года, предшествующего аттестации.
4.2. Конкретные сроки аттестационных испытаний доводятся до сведения педагогических работников органами управления образованием аттестационными комиссиями не позднее, чем за один месяц до аттестационных испытаний.
4.3. Проходящие аттестацию педагогические и руководящие работники в случае требования аттестационной комиссии представляют расписание уроков (руководители - график работы), заверенный администрацией образовательного учреждения. В случае изменения расписания уроков (графика работы) работник ставит об этом в известность аттестационную комиссию.
Аттестационная комиссия не обязана ставить работника в известность о сроках и времени прихода экспертов для наблюдения и анализа учебно-воспитательных занятий.
В случае необходимости проверки соблюдения требований государственных образовательных стандартов экспертные группы аттестационной комиссии проводят квалиметрические исследования, контрольные работы, тестирование и т.д.
О сроках и времени проведения исследований уровня обученности школьников педагогический работник ставится в известность не позже, чем за неделю до предполагаемого срока испытания, причем срок и время согласовываются с ним.
4.4. Аттестационная комиссия в официальном порядке информирует педагогических и руководящих работников, проходивших аттестационные испытания, о результатах аттестации не позднее 15 мая.
4.5. Аттестационная комиссия представляет протоколы решений об усвоении квалификационных категорий в соответствующие органы управления образованием не позднее 15 мая.

V. Реализация решений аттестационной комиссии

5.1. Руководитель органа управления образованием, учреждения образования на основании решения соответствующей аттестационной комиссии в течение месяца издает приказ о присвоении работникам квалификационных категорий и установлении уровней оплаты труда по соответствующим им разрядам.
Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
5.2. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
5.3 Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru