Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2006 ГОДУ

Уважаемый Президент!
Уважаемый Президиум!
Уважаемые депутаты и приглашенные!
С момента возникновения института Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в его адрес поступило 255 письменных и 228 устных жалоб и обращений.
Рассмотрение жалоб и обращений граждан Уполномоченным с участием сотрудников аппарата производится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан".
В основном жалобы граждан касались нарушений их социально-экономических прав - 74 жалобы, или 29%. Кроме того, большое количество жалоб поступило на действия правоохранительных органов и решения судов Республики Дагестан - 63 и 62 жалобы соответственно, что в процентном соотношении составило 25 и 24% от их общего числа. Значительную часть обращений к Уполномоченному составляют жалобы на действия и решения должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления - 30 жалоб, или 12%.
Статистика обращений к Уполномоченному позволяет сделать вывод о том, что именно эти проблемы больше всего заботят дагестанское общество. Этим и объясняется содержание доклада.
25% от общего числа обращений, поступивших к Уполномоченному, являлись жалобами на действия сотрудников правоохранительных органов. Из этого числа 82% - это жалобы граждан на незаконные методы ведения следствия, применение мер физического и психического принуждения; остальные - жалобы на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов, чаще всего выражающиеся, по мнению заявителей, в незаконном возбуждении либо отказе в возбуждении уголовных дел. После обращений Уполномоченного в Прокуратуру Республики Дагестан были возбуждены четыре уголовных дела, по которым ранее заявители получали отказ в их инициировании.
Достаточно большую группу - 24% - составляют жалобы на решения и приговоры судов Республики Дагестан. В обращениях граждане в основном просят Уполномоченного, зачастую пропустив сроки обжалования, отменить приговоры либо решения судов, вступившие в законную силу, что не входит в компетенцию Уполномоченного и противоречит конституционному принципу независимости судебной системы.
Примерно 12% обращений являются жалобами на действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления. В этих обращениях граждане указывали на нарушения их прав при принятии уставов муниципальных образований, на невыплаты различных компенсаций, непредоставление земельных участков и так далее.
24% полученных от граждан обращений Уполномоченным приняты к рассмотрению, 10% заявителей отказано в принятии жалоб с разъяснением причин отказа, 66% даны разъяснения, оказана юридическая помощь.
После вмешательства Уполномоченного в 14% случаев, или 36 гражданам, были восстановлены нарушенные права, в 10% - информация, представленная заявителями, не нашла подтверждения. В ходе рассмотрения жалоб граждан Уполномоченным было направлено 102 запроса и обращения в различные инстанции: из них 41 - в органы прокуратуры, 12 - в органы здравоохранения и социальной защиты населения, 6 - в органы внутренних дел, 5 - в органы местного самоуправления, 4 - в органы, исполняющие решения судов, 3 - в органы уголовно-исполнительной системы, 31 - в другие органы.
Из 255 письменных обращений 200, или 78%, поступили от городских жителей, 50, или 21%, - от жителей сельских районов, 5 жалоб, или 1%, поступили из других регионов страны. По территориальному признаку наибольшее количество обращений - 137 - поступило из г. Махачкалы, 18 - из г. Хасавюрта, 14 - из г. Каспийска, 10 - из г. Дербента, 21 - из других городов республики.

Соблюдение конституционных прав граждан
в Республике Дагестан

Соблюдение социально-экономических прав граждан

Республика Дагестан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13 Конституции Республики Дагестан).
К сожалению, можно констатировать, что гарантированные государством меры социальной поддержки граждан не всегда реализуются на местах.
Так, за истекший год 74 жалобы, поступившие к Уполномоченному, касались нарушений прав граждан в социальной сфере. В обращениях жители республики в основном жаловались на отказ органов социальной защиты в предоставлении им положенных льгот, чаще всего на отказ в предоставлении единовременных денежных выплат. По результатам рассмотрения большей части заявителей даны разъяснения их прав, оказана помощь в составлении необходимых документов. При этом в четырех случаях Уполномоченный лично обращался в компетентные органы, после чего права заявителей были восстановлены в полном объеме.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес большие изменения во многие законодательные акты Российской Федерации, определил новый механизм взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, возложив основную ответственность за социальное благополучие граждан на региональные органы государственной власти.
В Республике Дагестан был принят целый ряд законов, в том числе Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года № 59 "О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда".
Государство, учитывая заслуги перед Отечеством ветеранов военной службы, предусмотрело в статье 23 Федерального закона "О ветеранах" нормы их социальной поддержки. Ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретали право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда.
Статья 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусматривает, что меры социальной поддержки граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, с 1 января 2005 года ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 года.
Это право ветеранов военной службы было подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года № 521-О.
Однако эта категория граждан не указана в Законе Республики Дагестан "О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда".
Для восстановления прав ветеранов военной службы Уполномоченным направлено обращение в Правительство Республики Дагестан о необходимости внесения соответствующих изменений в вышеуказанный Закон Республики Дагестан. В настоящее время Министерством труда и социального развития Республики Дагестан разрабатывается законопроект по данному вопросу.
К Уполномоченному поступил ряд обращений от ветеранов труда по вопросу предоставления мер социальной поддержки. Это связано с тем, что порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 октября 2005 года № 173, установлено, что осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий в Республике Дагестан производится на основании перечня документов, представляемых гражданами при обращении за ежемесячной денежной выплатой. Данным перечнем предусмотрено, что в качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляется паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.
Учитывая, что граждане, являющиеся "федеральными" льготниками, подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства, либо по месту пребывания, либо по месту фактического проживания, Уполномоченным было направлено обращение в Правительство Республики Дагестан о необходимости рассмотрения указанной проблемы.
В связи с поступлением ряда заявлений от реабилитированных граждан по порядку предоставления путевок на санаторно-курортное лечение Уполномоченным также было направлено соответствующее обращение в Правительство Республики Дагестан.
Анализ жалоб также показывает, что в республике имеют место нарушения права граждан на пенсионное обеспечение.
Примером может служить ущемление прав соотечественников, прибывших на постоянное место жительства в Цунтинский район Республики Дагестан из Республики Грузия. Из-за несогласованных действий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ГУ-ОПФР по РД), Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - УФМС по РД) и Министерства внутренних дел Республики Дагестан (далее - МВД РД) эти лица уже более 2 лет с 2004 года не могут получать пенсии по старости.
К Уполномоченному обратилась с жалобой гражданка Д., 1929 года рождения, уроженка Кварельского района Республики Грузия, состоящая на регистрационном учете в селении Хошархота Цунтинского района Республики Дагестан.
В жалобе она указала, что с октября 2004 года ей не выплачивается пенсия, так как ее паспорт гражданина СССР был изъят Бежтинским поселковым отделением милиции, а паспорт гражданина Российской Федерации ей не выдается уже в течение двух лет.
На запрос Уполномоченного из МВД РД был получен ответ, что в период с 1994 по 2001 год работниками управления социальной защиты населения Бежтинского участка Цунтинского района в нарушение действующего законодательства на основании фиктивных справок о наличии прописки в районе незаконно производились выплаты пенсий гражданам Республики Грузия и в отношении указанных должностных лиц возбуждено уголовное дело.
В ответе ГУ-ОПФР по РД на запрос Уполномоченного говорится, что органами предварительного следствия ему передано 117 пенсионных дел и поручено проведение документальной ревизии в целях выяснения обстоятельств назначения и выплаты пенсий. По мере обращения пенсионеров с документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, или при наличии вида на жительство выплата пенсии восстановлена 34 гражданам, 30 дел находятся на стадии проверки, 48 граждан за возобновлением пенсии не обращались и 5 граждан не смогли подтвердить право на пенсию.
После получения ответов из МВД РД и ГУ-ОПФР по РД Уполномоченный обратился в Прокуратуру Республики Дагестан. В ответе прокуратуры республики говорится, что завершение проверки затягивается по объективным причинам, в том числе в связи с непредставлением в полном объеме документов и объяснений ГУ-ОПФР по РД.
После обращения Уполномоченного в указанные органы в августе 2006 года гражданке Д. выдан новый паспорт, а выплата ей пенсии, приостановленная около двух лет назад, была возобновлена.
В 2006 году с жалобами на нарушения своих прав к Уполномоченному обращались и инвалиды, которые, в отличие от здоровых граждан, не всегда могут воспользоваться общепринятыми средствами защиты своих прав по причине ограниченных возможностей.
Граждане, имеющие стойкие расстройства функций организма, обусловленные различными тяжелыми заболеваниями, проходят через определенные трудности для получения статуса инвалида. Понятно, что больной человек не способен к выполнению трудовой деятельности, а пенсия, получаемая при установлении инвалидности, для многих таких граждан является единственным источником дохода и возможностью получения лекарственных средств бесплатно.




Вызывает обеспокоенность практика императивного регулирования отношений, связанных с проведением публичных мероприятий на территории республики.
Закон устанавливает так называемый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Это означает, что предусматривается подача уведомления, а не получение разрешения от уполномоченных органов, однако на практике реализация гражданами права на мирные шествия осуществляется с различными трудностями.
В г. Дербенте 4 мая 2006 года был наложен запрет на проведение митинга водителями частного городского транспорта из-за нарушения срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
В г. Буйнакске в связи со сложной криминогенной обстановкой, угрозой экстремизма и терроризма в целях безопасности постановлением главы администрации от 13 июля 2006 года № 219 массовые мероприятия запрещены.
Органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, лежащие в основе проведения публичного мероприятия, обязаны рассматривать данные вопросы по существу, принимать по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщать о принятых решениях организатору публичного мероприятия.
В г. Каспийске 24 июня 2006 года 30 человек, недовольных отводом земельного участка по улице Ленина под строительство магазина, провели митинг, и администрацией города по требованию митингующих строительство было прекращено.
В г. Кизляре в 2006 году граждане провели шествие против решения руководства Центрального рынка о повышении оплаты за предоставление торговых мест. Для разрешения конфликта руководство города в интересах граждан обратилось в республиканские органы потребкооперации, и оплата за предоставление торговых мест была снижена.
Органы местного самоуправления должны предпринимать конструктивные попытки к разрешению требований с позиций закона и соблюдения прав человека. В то же время и гражданам следует отказаться от проведения стихийных митингов и шествий, а при необходимости их проведения руководствоваться требованиями закона.

Участие Уполномоченного по правам человека
в Республике Дагестан в правовом просвещении

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан" одной из основных задач Уполномоченного является содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Деятельность Уполномоченного по содействию правовому просвещению населения республики осуществляется по таким направлениям, как взаимодействие Уполномоченного со средствами массовой информации, сотрудничество Уполномоченного с образовательными учреждениями республики.
Ведется регулярная правовая рубрика "Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан разъясняет" в газетах "Дагестанская правда" и "Махачкалинские известия", имеющая своей целью разъяснение гражданам их прав и свобод.
Уполномоченным опубликованы 17 материалов в средствах массовой информации, что наглядно отражает публичный характер его деятельности.
Издается информационный бюллетень "Вестник Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан", освещающий деятельность Уполномоченного, международные и нормативно-правовые документы Российской Федерации в области защиты прав человека и основных свобод. Уполномоченным издаются буклеты, брошюры, сборники, в которых публикуются нормативные акты и материалы по вопросам прав и свобод человека.
Создан и действует официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан www.dagombu.ru, содержащий полную информацию о его деятельности. Сайт представляет собой многофункциональную информационную систему, включающую в себя активный сервис, то есть возможность обращения к Уполномоченному каждого гражданина. Сайт содержит нормативные правовые акты, документы Совета Европы, научные работы и издания в сфере прав человека, полные тексты публикаций в средствах массовой информации.
Выходит в эфир телевизионная передача "В мире прав и свобод" на Республиканской государственной вещательной компании "Дагестан".
Аппарат Уполномоченного проводит осуществление проектов правового просвещения в общеобразовательных школах г. Махачкалы. Были проведены семинары в летних лагерях отдыха для школьников по вопросам прав несовершеннолетних детей. Систематически проводились мероприятия в общеобразовательных учреждениях г. Махачкалы для учеников с целью обучения знаниям о правах человека, умениям и навыкам их практической реализации. Мероприятия носили тематический характер и посвящались Дню народного согласия, Дню прав человека, Дню Конституции Российской Федерации. Часть из них посвящена работе над важнейшими международными документами: Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод, Конвенцией о правах ребенка и другими. Тренинги проводились в формате применения современных интерактивных методик преподавания.
Проводятся тренинговые семинары для преподавателей общественно-правовых дисциплин школ. На семинарах организовано обучение современным подходам к содержанию и сущности курсов "Обществознание" и "Правоведение" и интерактивным методикам их преподавания.
На базе Юридической клиники (центра правовой помощи) юридического факультета Дагестанского государственного университета создана общественная приемная Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан для оказания практической, методической, организационной и иной помощи гражданам и повышения качества оказываемой правовой помощи.
Для студентов общественной приемной Уполномоченным проводятся тренинговые семинары с целью обучения студентов современным интерактивным методикам преподавания права школьникам.
Во многих школах преподавание общественно-правовых дисциплин, к сожалению, осуществляется неспециалистами, что не может не сказаться на восприятии учениками правовой сути предмета и на качестве обучения.
Уполномоченным было организовано содействие различным конкурсам, посвященным вопросам прав и свобод человека, - Всероссийскому конкурсу среди студентов гуманитарных вузов "Голосуй за свое будущее" и конкурсу учащихся "Права человека - глазами ребенка".

Межрегиональное и международное сотрудничество
в области прав человека

В целях развития межрегионального и международного сотрудничества в области прав человека, обмена опытом и внедрения полученного опыта на практике в республике Уполномоченный принял участие в организации и проведении различных международных, российских и региональных мероприятий.
Уполномоченным был проведен ряд круглых столов в г. Махачкале. В их числе - круглый стол на тему "Взаимодействие государственных и неправительственных институтов и сообществ в сфере защиты прав человека", проведенный 16 августа 2006 года в г. Махачкале совместно с Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром "Стратегия" и с участием широкого круга представителей некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, целью которого было определение тактики, приоритетов и способов межсекторного взаимодействия как основы формирования гражданского общества.
Уполномоченным проводились мероприятия по организации семинара совместно с Американской ассоциацией адвокатов (10-17 сентября 2006 года) "Курс по подготовке социальных адвокатов" для работников неюридических специальностей некоммерческих организаций, специализирующихся на оказании помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Был проведен круглый стол "Основные формы нарушения прав женщин на Северном Кавказе" совместно с Американской ассоциацией адвокатов (14 сентября 2006 года) с участием представителей Прокуратуры Республики Дагестан, Министерства здравоохранения Республики Дагестан, Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, центра социальной помощи семьи и детям, вузов, средств массовой информации. На круглом столе обсуждались вопросы национального и регионального механизма гендерного равноправия, гендерной политики России, основных форм дискриминации по признаку пола в России, нарушения прав женщин на Северном Кавказе и ряд других вопросов.
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан является членом Координационного совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регулярно принимает участие в его заседаниях.

Сотрудничество с общественными объединениями

Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан осуществляет взаимодействие с общественными объединениями республики. С этой целью при Уполномоченном создан экспертный совет - коллегиальный совещательный орган в целях оказания консультативной помощи по вопросам деятельности, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина.
К компетенции экспертного совета относятся: системный анализ правоприменительной практики соблюдения в Республике Дагестан прав и свобод человека; подготовка заключений по отдельным нормативным правовым актам Республики Дагестан, затрагивающим права и свободы человека, предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан в области прав и свобод человека и гражданина; рассмотрение наиболее значимых обращений Уполномоченного в органы государственной власти Российской Федерации, Республики Дагестан, органы местного самоуправления; экспертная оценка материалов и выводов для ежегодных и специальных докладов Уполномоченного; подготовка по запросу Уполномоченного заключений по жалобам граждан на действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, а также проведение правовой экспертизы при массовых или грубых нарушениях на территории Республики Дагестан прав и свобод человека.
Экспертный совет сформирован из числа авторитетных общественных деятелей и деятелей науки.
Заседания экспертного совета в 2006 году были посвящены формам и способам взаимодействия Уполномоченного с негосударственными и правозащитными организациями, подготовке к Гражданскому форуму республики и вопросам защиты прав лиц, находящихся в местах лишения свободы. В них участвовали представители Народного Собрания Республики Дагестан, УФСИН РФ по РД, прокуратуры, общественных организаций и средств массовой информации.
В сфере совершенствования законодательства члены экспертного совета привлекались к оценке изменений и дополнений к Федеральному закону от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и Федеральному закону от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Проводится информирование некоммерческих организаций о конкурсных программах, обеспечивающих поддержку их деятельности и проводимых Общественной палатой Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, негосударственными фондами.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Дагестан
У.ОМАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru