Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ДОКЛАД
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН ЗА 2007 ГОД

Уважаемый Президент!
Уважаемый президиум!
Уважаемые депутаты и приглашенные!

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан" одной из основных форм и направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан является рассмотрение устных и письменных обращений, жалоб граждан Российской Федерации на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.
В 2007 году в адрес Уполномоченного с просьбой о содействии в реализации и защите своих прав от граждан поступило 967 обращений, из них 428 письменных и 539 устных.
Наибольшее количество обращений составили жалобы граждан на действия (бездействие) и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц - 226, или 23,4%. Заметно возрос показатель жалоб на нарушение социальных и трудовых прав - 174 и 66, или 18% и 6,8% соответственно. Увеличилось количество заявлений граждан на нарушение права собственности - 160, которые составляют 16,5% от их общего числа. Достаточно большое количество обращений на действия (бездействие) правоохранительных органов - 125, или 13%. От лиц, находящихся в местах принудительного содержания, по данной проблеме поступило 42 жалобы, или 4,3%. На нарушение прав военнослужащих поступило 11 обращений, или 1,1%. Остальную часть составили обращения граждан, разрешение которых не относится к компетенции Уполномоченного, - 76, или 7,9% (диаграмма 1 - не приводится).
Годовой показатель обращений граждан на несогласие с судебными решениями и приговорами, на нарушение норм процессуального права составил 87 жалоб, или 9% от их общего числа. Тематикой подобных обращений остаются просьбы граждан о принятии Уполномоченным участия в защите их прав в судебном заседании, в изменении или отмене судебных актов, в правовой оценке обстоятельств судебных дел и направлении соответствующих заключений по ним в вышестоящий суд. По подобным обращениям гражданам оказывается необходимая юридическая консультация, содействие в составлении необходимых процессуальных документов и разъяснение порядка обжалования в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Первоочередное внимание Уполномоченный уделяет рассмотрению коллективных обращений граждан. В 2007 году их количество составило 17 (от 506 человек). Наиболее типичными из них являются обращения граждан по вопросам, связанным с действиями (бездействием) сотрудников правоохранительных органов, органов государственной власти, изъятием земельных участков, со строительством многоквартирных домов без учета нормативов градостроительного проектирования, невыплатой заработной платы, незаконным увольнением с работы, нарушением прав на надлежащее жилищно-коммунальное обслуживание и другие.
Классификация письменных обращений по административно-территориальному признаку свидетельствует о том, что из 316 обращений, или 73,8% от их общего числа, поступивших из городов Республики Дагестан, больше всего заявлений - 210, или 66,4%, как и в предыдущий год, направлено в адрес Уполномоченного жителями г. Махачкалы.
Заметно выросло число обращений из г. Дербента - 35, или 11,1%; из г. Хасавюрта - 21, или 6,6%; из г. Кизилюрта - 13, или 4,1%; из г. Каспийска - 11, или 3,5%, и 26, или 8,2% - из других городов республики (диаграмма 2 - не приводится).
Значительная часть письменных жалоб и обращений поступила от жителей сельских районов - 105, или 24,5% от их общего числа. Так, 12, или 11,4% жалоб из Дербентского района; 9, или 8,6%, - из Хасавюртовского района; 6, или 5,7%, - из Кизилюртовского района; из Ахтынского, Табасаранского и Дахадаевского районов - по 5 обращений, или 14,3%; 63, или 60%, - из других районов республики (диаграмма 3, 4 - не приводятся).
В качестве достаточно эффективной формы работы зарекомендовали себя выездные приемы граждан. Они позволили охватить большое количество граждан, многие из которых не имеют материальной возможности выехать в г. Махачкалу. Так, в 2007 году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата прием граждан был проведен в следующих городах республики: Дербенте, Кизилюрте, Избербаше, Буйнакске, Кизляре, Дагестанских Огнях.
Всего во время приема обратилось 211 человек, проблемам каждого из которых было уделено необходимое внимание. Участие в этих приемах сотрудников администраций позволило более оперативно и всесторонне рассмотреть обращения, и во многих случаях вопросы граждан разрешались на уровне муниципалитета. Совместно с представителями администраций городов 192 обратившимся были даны подробные разъяснения о формах и методах дальнейшего использования ими правовых средств для защиты нарушенных прав. Остальные жалобы и заявления Уполномоченным были приняты для более детального анализа и рассмотрения по существу. Вопросы, выходящие за пределы компетенции Уполномоченного, адресованы главам муниципальных образований для принятия по ним необходимых решений.
Анализ обращений, поступивших в ходе выездных приемов, свидетельствует, что в основном жалобы касались нарушений социальных, жилищно-бытовых, земельных и трудовых прав.
Так, 17 из 31 обращения, поступивших к Уполномоченному в г. Буйнакске, касались жилищных проблем (улучшения жилищных условий, переселения из ветхого жилья, выделения земельных участков, постановки на жилищный учет, жалобы о невключении в список восстановления жилья после оползня).
Мониторинг жалоб граждан на нарушение законодательства в конкретных областях права и их анализ показывает, что Уполномоченному, как и в предыдущем году, приходилось чаще заниматься вопросами восстановления нарушенных прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, а именно: отказа в предоставлении мер социальной поддержки - 146 заявлений; назначения пенсии и перерасчета ее размера - 28 заявлений.
Между тем частыми являются обращения граждан к Уполномоченному с просьбой о содействии: в восстановлении жилищных прав, что объясняется увеличением количества жалоб в этой сфере, - 106; в защите нарушенных прав мигрантов - 61 жалоба.
Много жалоб поступает от обвиняемых и подозреваемых на нарушения досудебного производства по уголовным делам - 87 обращений.
Из общего числа поступивших к Уполномоченному обращений 44,3% приняты к рассмотрению, 16,7% заявителей отказано в принятии жалоб к рассмотрению с разъяснением причин отказа, 55,7% оказана юридическая консультация и даны разъяснения действующего законодательства.
После вмешательства Уполномоченного информация, предоставленная заявителями в обращениях, в 20,6% случаев нашла свое подтверждение, и 88 гражданам были восстановлены нарушенные права, в 7% случаев информация не подтвердилась. По обращениям граждан Уполномоченным было направлено 618 запросов и обращений: 105 - в органы прокуратуры; 51 - в органы здравоохранения и социальной защиты населения; 32 - в органы местного самоуправления; 29 - в органы миграционной и паспортно-визовой службы; 15 - в органы судебной системы; 12 - в органы уголовно-исполнительной системы; 8 - в органы внутренних дел; 5 - в органы, исполняющие решения судов; 316 - в другие органы.

Соблюдение жилищных прав граждан

Конституция Республики Дагестан закрепляет широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 3 Конституции Республики Дагестан), в число которых входят и жилищные права (статья 41 Конституции Республики Дагестан).
По информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, общий объем введенного в эксплуатацию жилья в 2007 году составил 795,5 тысячи квадратных метров. Темп роста жилищного строительства к уровню 2006 года составил 111,3%. Однако действительность такова, что до сих пор жилищная проблема не разрешена у 24659 дагестанских семей, из которых 11812 состоят на жилищном учете более 10-15 лет.
Подавляющее большинство населения республики не в состоянии купить жилье по рыночной цене. Поэтому часть населения проживает без элементарных условий, на квартирах по найму и не может получить, приобрести либо построить жилье. Многие проживают в домах, отнесенных к категории "ветхое жилье".
Народное Собрание Республики Дагестан, учитывая актуальность решения этой проблемы, в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло ряд законов:
Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года № 1 "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма";
Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года № 3 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан";
Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года № 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договорам социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан".
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в муниципальных образованиях "город Махачкала", "город Кизилюрт", "город Южно-Сухокумск", "город Избербаш" и "Чародинский район" принято по 3 нормативных акта по вопросам установления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для предоставления им жилого помещения по договорам социального найма; ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации в 3 муниципальных образованиях - "город Махачкала", "город Избербаш", "город Кизляр" - приняты нормативные акты по установлению норм предоставления и определению учетной нормы площади жилого помещения. 31 муниципальное образование не представило никакой информации о принятых актах.
Исходя из этого Уполномоченный предлагает органам государственной власти осуществлять постоянный мониторинг за деятельностью органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства, в том числе по обеспечению принятия необходимых правовых актов, отнесенных к их компетенции.
Особое внимание следует обратить на реализацию жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые рассчитывают на помощь государства.
В адрес Уполномоченного поступило много жалоб от граждан, которым после окончания пребывания на полном государственном обеспечении администрации муниципальных образований не предоставили жилые помещения по причине недостаточного финансирования из республиканского бюджета.
Проведенный мониторинг соблюдения жилищных прав в Республике Дагестан, к сожалению, показал, что только в 10 муниципальных образованиях - "город Избербаш", "город Каспийск", "город Кизляр", "город Кизилюрт", "Ботлихский район", "Гумбетовский район", "Сулейман-Стальский район", "Табасаранский район", "Тляратинский район" и "Чародинский район" - ведется учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и не имеющих закрепленного за ними жилья.
По данным Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, 618 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нуждающимися в выделении жилья в 2008 году.
В 2005, 2006, 2007 годах для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет из республиканского бюджета было выделено 10,25 и 33,44 миллиона рублей соответственно, на которые приобретено жилье 233 детям-сиротам.
До передачи в 2005 году полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с федерального уровня на региональный финансирование было недостаточным. Кроме того, статистическим учетом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались разные ведомства, поэтому отсутствуют полные сведения о лицах, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для решения данной проблемы необходимо наладить в муниципальных образованиях четкий учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем, и произвести предварительные расчеты средств на приобретение социального жилья для последующего внесения обоснованных предложений в проект республиканского бюджета на 2009 и последующие годы.
Нередко нарушаются права инвалидов, принятых на учет для улучшения жилищных условий, хотя выполнение государственных обязательств по обеспечению их жильем является важным элементом жилищной политики Республики Дагестан.
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.




В целях развития межрегионального и международного сотрудничества в области прав человека, обмена опытом и его внедрения на практике Уполномоченный принял участие в организации и проведении различных международных, российских и региональных мероприятий.
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан принял участие в ознакомительной поездке в Канаду по программе "Права человека и гендерное равенство", организованной в рамках программы обменов и консультаций в области управления (GAEP).
Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан является обеспечение системного подхода к вопросам информирования и качественного правового просвещения населения, а также повышение уровня правовой культуры граждан, без чего трудно построить правовое государство и формировать гражданское общество. Цель его деятельности в этой области состоит в повышении осведомленности граждан о правах и свободах, гарантированных им Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Дагестан.
В выступлении на II Гражданском форуме в Москве 22 января 2008 года Дмитрий Медведев сказал: "Россия, без преувеличения, - это страна правового нигилизма. К сожалению, таким уровнем пренебрежения к праву не может "похвастаться" ни одна другая европейская страна. Между тем правовым, а стало быть и справедливым государством может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы своей страны. А уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников обществом".
В своей каждодневной работе с обращениями граждан, а также во время проведения выездных приемов мы постоянно сталкиваемся с правовой безграмотностью наших граждан, их неумением, а порою нежеланием правовым способом решать возникающие проблемы. Граждане предпочитают обращению в суды написание многочисленных заявлений в адрес руководства республики и страны.
Особое место в деятельности Уполномоченного по вопросам правового просвещения занимает консультативно-разъяснительная работа по восстановлению нарушенных прав граждан, издание специальной подборки нормативного материала и буклетов для распространения их во время еженедельных и выездных приемов.
Успешно функционирует официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан www.dagombu.ru, который содержит полную информацию о деятельности Уполномоченного. На сайте ведется ежедневная хроника Уполномоченного, размещается актуальная информация по проблеме защиты прав человека.
В целях осуществления правового информирования населения Уполномоченный эффективно сотрудничает с республиканскими газетами - "Дагестанской правдой", "Махачкалинскими известиями", "Дагестанским ракурсом", где ведется рубрика "Уполномоченный разъясняет" и размещаются материалы информационного характера, а также статьи, освещающие деятельность Уполномоченного. В 2007 году было опубликовано более 20 статей. Издается информационный бюллетень "Вестник Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан", материалы которого, на наш взгляд, полезны всем тем, кто интересуется проблемами прав человека.
В качестве дополнительной формы правового просвещения продолжает свою работу Общественная приемная Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан на базе юридической клиники (центр правовой помощи) юридического факультета Дагестанского государственного университета. Студентами юридической клиники проводятся обучающие семинары для школьников муниципальных образовательных учреждений, встречи с общественными деятелями; они принимают активное участие в международных, всероссийских и республиканских семинарах, "круглых столах". В 2007 году специалистами юридической клиники оказана правовая помощь 256 гражданам, в том числе в составлении исковых заявлений в суд и представлении в суде их интересов, подготовке надзорных жалоб и другая помощь.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Дагестан
С.АЛИСУЛТАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru