Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ДОКЛАД
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2010 ГОДУ

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее - Уполномоченный) в 2010 году подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан". В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения Уполномоченным индивидуальных и коллективных обращений граждан, а также информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан.
Цель настоящего доклада - проанализировать ситуацию в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина; выявить наиболее актуальные проблемы реализации прав человека и причины, вызывающие их нарушения.
Будучи формой реагирования Уполномоченного на факты нарушений прав и свобод человека и гражданина со стороны органов власти и их должностных лиц, доклад призван привлечь внимание всех заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления к наиболее острым и актуальным проблемам наших граждан. Он содержит выводы и рекомендации государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, а также направлен на информирование дагестанцев о положении дел в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека в республике.
При подготовке доклада использована информация, полученная из следующих источников:
жалобы и обращения граждан;
сведения, полученные Уполномоченным во время личного приема граждан, горячих телефонных линий;
сведения, полученные в ходе выездных приемов граждан, а также посещения организаций и учреждений здравоохранения, системы исполнения наказаний и др.;
результаты проверок, проведенных Уполномоченным по жалобам и обращениям граждан;
информационные материалы, полученные по запросу Уполномоченного от соответствующих территориальных подразделений федеральных органов государственной власти по Республике Дагестан, органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и общественных организаций;
публикации в электронных и печатных средствах массовой информации.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан" Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Республики Дагестан, в Народное Собрание Республики Дагестан, Конституционный Суд Республики Дагестан, Верховный Суд Республики Дагестан, Арбитражный Суд Республики Дагестан и прокурору Республики Дагестан.
Представленный доклад публикуется в республиканской газете "Дагестанская правда", издается отдельной брошюрой и размещается на официальном интернет-сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан.

Введение

Минувший год для Дагестана был сложным и насыщенным общественно-политическими событиями, затрагивающими вопросы жизнедеятельности общества, каждого человека. Имеющим особую значимость стал прошедший в декабре III Съезд народов Дагестана.
Надо признать, что столь масштабное мероприятие (около трех тысяч участников), как Съезд народов, в Дагестане не проводилось уже давно, с 1992 года. В республике, где, как и в большинстве регионов России, имеют место проблемы политического, социально-экономического, этнокультурного характера, подобное мероприятие, проведенное по инициативе Президента Дагестана, - это показатель немалой ответственности перед народом за его судьбу.
На этом Съезде были широко представлены все слои населения, религиозные и общественные организации. С представителями ряда общественных организаций республики Президент Дагестана М.М.Магомедов по своей инициативе встретился еще накануне Съезда, тем самым в очередной раз выразив готовность к диалогу власти и общества. Отдельные предложения общественников были учтены при последующей подготовке Съезда народов Дагестана и отражены в его итоговых документах.
Следует отметить, что в резолюции Съезда негативную оценку получили события, происходившие в декабре 2010 года на Манежной площади в г. Москве и других регионах Российской Федерации, в ходе которых пострадали уроженцы Республики Дагестан.
В связи этими событиями Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан направил в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации заявление с просьбой в рамках своих полномочий обратиться в правоохранительные органы, к правозащитному сообществу для принятия мер по недопущению дальнейшей эскалации конфликта.
Помимо выражения поддержки курса Президента Дагестана, делегатами Съезда были обозначены и другие вопросы. Так, основные проблемы Дагестана делегаты Съезда народов Дагестана связали с экономической ситуацией в республике, серьезно влияющей на материальное положение большинства населения, безработицей, некоторыми действиями органов муниципальной власти и недостаточной работой правоохранительных органов.
Все это находит отражение и в обращениях граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан.
Растущее количество жалоб и заявлений, устных обращений граждан к Уполномоченному говорит о том, что за прошедший год удалось решить далеко не все вопросы с соблюдением прав граждан в республике.

I. Характеристика жалоб и обращений

Рассмотрение жалоб и обращений граждан Уполномоченным производится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан".
Число жалоб на имя Уполномоченного увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 24,3% и составило 1196 обращений.
Большинство обращений касалось нарушений социально-экономических прав граждан - 721 обращение, что составило 60,3% от общего количества обращений, из них: жилищные права - 254, социальные гарантии - 154, трудовые права - 99, земельные права - 91, право на охрану здоровья и медицинское обслуживание - 48, права детей - 29, долговые обязательства государства (банковские вклады) - 25, права военнослужащих - 21.
Обращения на нарушения прав при предоставлении социальных гарантий - это вопросы, связанные с назначением и пересмотром пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, предоставлением мер социальной поддержки, выдачей льготных удостоверений.
Увеличилось число обращений на нарушения жилищных прав. В основном они связаны с улучшением жилищных условий, выдачей безвозмездных субсидий, сертификатов, ипотечных кредитов, выплатой компенсаций за утраченное жилье, имущество, переселением из ветхого и аварийного жилья, жилищно-коммунальным обслуживанием.
Жалобы на нарушения прав в сфере охраны здоровья и медицинского обслуживания касались проблем обеспечения граждан лекарственными средствами, санаторно-курортными путевками, установления группы инвалидности.
Наболевшей проблемой являются обращения по вопросам нарушения земельных прав: это и получение земельных участков под строительство индивидуального жилья, и оформление правоустанавливающих документов на используемые земельные участки, а также проблемы, связанные с межеванием участков.
Увеличилось количество заявлений граждан по фактам нарушения трудовых прав. Это вопросы, связанные с увольнением и восстановлением на работе, сокращением численности штата, невыплатой заработной платы, установлением надбавок и разрядов.
Появились жалобы по вопросам нарушения политических прав, они касались подготовки и проведения выборов. Таких обращений в адрес Уполномоченного поступило 13, что составило 1,1% от общего числа обращений.
Продолжали иметь место обращения на нарушения миграционных прав граждан. Они связаны с вопросами установления гражданства и регистрации по месту проживания, а также с отказом в выдаче паспортов гражданам Российской Федерации. Их поступило 29, что составило 2,4% от общего числа обращений.
По-прежнему существенным оставалось количество обращений на действия правоохранительных органов - 299, что составило 25% от общего количества обращений, из них: жалобы по вопросам дознания и следствия - 220, жалобы на действия судебных приставов - 35, жалобы на нарушения миграционных прав - 29, жалобы на незаконные методы расследования - 15.
В своих заявлениях граждане жаловались на неправомерный отказ сотрудников правоохранительных органов в возбуждении уголовных дел, непринятие мер по раскрытию преступлений, на необоснованное прекращение, приостановление уголовных дел, привлечение к уголовной ответственности, на незаконно проведенные обыски и задержания, а также на применение противоправных методов расследования.
Жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, на действия сотрудников Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Дагестан касались фактов незаконного водворения в штрафной изолятор, неоказания медицинской помощи, применения недозволенных методов воздействия.
9 заявлений поступило в адрес Уполномоченного по фактам похищения людей, эти обращения составили 0,8% от общего количества обращений.
Достаточно большое количество жалоб от граждан поступило на несогласие с приговорами и решениями судов - 125, что составило 10,5% от общего количества обращений.
Особое внимание Уполномоченный уделяет рассмотрению коллективных обращений граждан. Таких жалоб поступило 12 (от 641 гражданина). В основном эти жалобы касались жилищных проблем, вопросов закрепления земельных участков за пользователями, улучшения инфраструктуры населенных пунктов, нарушений избирательных прав, прав на надлежащее жилищно-коммунальное обслуживание.
В 2010 году Уполномоченным были проведены выездные приемы граждан в Гунибском, Кумторкалинском и Сулейман-Стальском районах.





Соответствующие изменения были внесены Законом Республики Дагестан от 9 июля 2010 года № 40 "О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Дагестан "О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также о размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье".
Таким образом, назначение и выплата денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка будет осуществляться со дня утраты им обоих или единственного родителя.
В законодательстве Республики Дагестан отсутствовали правовые нормы, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Гражданин, который в силу психического заболевания не понимает значения своих действий, может быть признан в судебном порядке недееспособным, и над ним устанавливается опека. Все сделки от лица гражданина, признанного недееспособным, осуществляет его опекун. Гражданин может быть также ограничен в дееспособности по решению суда вследствие злоупотребления им спиртными или наркотическими средствами. Над таким гражданином устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, получать доходы и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя.
Отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются нормами статей 31-41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 6 вышеназванного закона установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных образований могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. В целях реализации указанных полномочий был принят Закон Республики Дагестан от 16 июля 2008 года № 35 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", которым органы местного самоуправления муниципальных образований были наделены полномочиями по опеке и попечительству только в отношении несовершеннолетних.
Сложилась ситуация, что в Республике Дагестан права и законные интересы совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не были обеспечены.
Учитывая, что деятельность по осуществлению опеки и попечительства связана с надлежащим обеспечением интересов граждан, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы, Уполномоченный обратился к Президенту Республики Дагестан о рассмотрении вопроса об определении органов исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченных на осуществление деятельности по организации опеки и попечительства над указанными категориями граждан, или наделении этими полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований.
Необходимые изменения были внесены Законом Республики Дагестан от 16 декабря 2010 года № 73 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", которым органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
Уполномоченный также обратился к Президенту Республики Дагестан по вопросу закрепления права бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
В Республике Дагестан на момент обращения проживало 49 бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, с 1 октября 1992 года предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
Однако Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 23 июня 2004 года № 160 "О дополнительных мерах социальной поддержки участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", которым было установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, узники фашистских концлагерей не были отнесены к числу лиц, имеющих право на указанную выплату. Это ставило их в неравное положение с участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, ущемлялись их социальные права.
В то же время Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей с 1 мая 2005 года наряду с участниками и инвалидами Великой Отечественной войны было установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей.
Несмотря на то, что вышеназванным Указом Президента Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей установлено право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, Указом Президента Республики Дагестан от 8 апреля 2010 года № 100 "О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", которым Указ Государственного Совета Республики Дагестан от 23 июня 2004 года № 160 признан утратившим силу, дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в размере 2000 рублей в месяц с 1 апреля 2010 года установлено только участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Возникшее несоответствие в вопросе закрепления права бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей на получение дополнительного ежемесячного материального содержания было урегулировано Указом Президента Республики Дагестан от 19 июля 2010 года № 186 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Дагестан от 8 апреля 2010 года № 100 "О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", которым установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей в размере 2000 рублей в месяц.
Таким образом, обращение Уполномоченного получило позитивное разрешение.
Осуществлять задачу по совершенствованию законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина Уполномоченному помогает тесное взаимодействие по этим вопросам с Президентом Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан и Народным Собранием Республики Дагестан.

IV. Развитие межрегионального и международного
сотрудничества в области защиты прав и свобод
человека и гражданина

Важным направлением деятельности Уполномоченного является развитие межрегиональных и международных связей в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Являясь членом Координационного совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан в 2010 году принимал участие в его заседаниях, на которых обсуждались совместные инициативы, вырабатывался общий подход к актуальным проблемам обеспечения прав и свобод человека. На заседания Совета приглашались руководители федеральных министерств и ведомств. Так, в апреле 2010 года в г. Москве с участием министра юстиции Российской Федерации А.В.Коновалова прошло заседание данного Координационного совета. Были обсуждены вопросы защиты прав человека в Российской Федерации, связанные с деятельностью Министерства юстиции России и подведомственных ему органов и учреждений, а также проблемы взаимодействия Министерства юстиции и его территориальных органов с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. В сентябре 2010 года на заседании Координационного совета с участием Комиссара Совета Европы по правам человека Т.Хаммерберга были обсуждены вопросы, связанные с деятельностью и развитием института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
В декабре 2010 года в г. Москве в рамках заседания Координационного совета прошла встреча уполномоченных по правам человека с руководителем Федеральной службы исполнения наказаний А.А.Реймером. Были обсуждены проблемы реформирования системы исполнения наказаний и реализации прав человека в местах принудительного содержания. Рассматривались вопросы реализации защиты прав осужденных в связи с применением необоснованного физического и психологического насилия в местах принудительного содержания, в частности сделаны акценты на необходимости совершенствования правового регулирования применения специальных средств в отношении несовершеннолетних и недопустимости нарушений прав осужденных посредством вменения им несовершенных нарушений режима учреждений. В целях развития международного сотрудничества в области прав человека, обмена опытом и его внедрения на практике Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан в 2010 году принял участие в различных международных мероприятиях. Так, Уполномоченный принял участие и выступил с докладом по экологической ситуации в Республике Дагестан на 8-й Бакинской международной конференции омбудсменов на тему: "Права человека и окружающая среда: правовые и этические аспекты изменения климата". В работе конференции участвовали омбудсмены и представители институтов прав человека Таиланда, Словении, Канады, Украины, Молдовы, России и других стран. В ноябре 2010 года с докладом на тему: "Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан с органами власти и общественными организациями" Уполномоченный выступил на международной научно-практической конференции "Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации прав человека на Северном Кавказе". Мероприятие проводилось в Пятигорском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы при участии и поддержке Российской академии правосудия, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе и комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести. В рамках решения задач по консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа в реализации прав человека на Северном Кавказе участниками конференции были обсуждены: вопросы международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека; проблемы мигрантов; модернизация процесса правового просвещения; борьба с коррупцией; причины и факторы нарушений прав человека. Участие в этих и других мероприятиях позволяет региональным уполномоченным, в том числе в ходе неформального общения, приобретать и обмениваться опытом для использования в дальнейшей работе. За истекший год Дагестан с целью ознакомления с ситуацией в области соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина неоднократно посещали зарубежные официальные гости и представители международных правозащитных институтов. Так, в феврале истекшего года Уполномоченный провел рабочие встречи с главой офиса Международного Красного Креста по Республике Дагестан и Чеченской Республике Ж.Барберисом, в марте - с докладчиком Комиссии по юридическим вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы Д.Марти, в июне - с атташе по вопросам обороны при Посольстве Швеции в Москве П.Блидом и вторым секретарем Посольства Швеции в РФ Т.Гренбергом, в сентябре - с заместителем директора международной правозащитной организации "Human Rights Watch" Т.Локшиной. Такие встречи, по признанию самих гостей, позволяют им получить более объективную информацию о происходящих в нашей республике процессах в правозащитной сфере и донести ее до международной общественности.

V. Содействие правовому просвещению граждан по вопросам
прав и свобод человека и гражданина

Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Поэтому правовое просвещение граждан является одним из основных направлений деятельности Уполномоченного.
В 2010 году основные усилия Уполномоченного в данном направлении были сосредоточены на организации и поддержке мероприятий, способствующих распространению знаний среди учащихся о правах человека, взаимодействии со средствами массовой информации, проведении совместных заседаний, экспертных советов с представителями общественных правозащитных организаций по актуальным вопросам правового характера, участии в научно-практических семинарах. Важная роль в повышении правовой культуры населения принадлежит консультативно-разъяснительной работе.
В этих целях Уполномоченным в 2010 году была организована работа трех горячих телефонных линий по различным проблемам. В канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне функционировала горячая телефонная линия "Все о правах ветеранов ВОВ". С 26 апреля по 7 мая 2010 года специалисты аппарата Уполномоченного отвечали на вопросы ветеранов. Целью этой акции явилось информирование ветеранов ВОВ и членов их семей по вопросам предоставления им мер социальной поддержки. За время работы горячей телефонной линии поступило 90 обращений из городов и районов республики. 31 мая и 1 июня 2010 года в связи с Международным днем защиты прав детей в офисе Уполномоченного работала очередная горячая телефонная линия. Целью ее проведения явилось просвещение населения республики в области прав детей и способов их защиты. Накануне празднования Дня учителя и в рамках Года учителя в Российской Федерации, в целях информирования учителей о мерах социальной поддержки и особенностях новой системы оплаты труда в аппарате Уполномоченного с 21 сентября по 3 октября 2010 года была организована горячая телефонная линия. За это время поступило 49 обращений и жалоб.
На вопросы жителей республики, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи, по темам, затронутым горячими линиями, отвечали специалисты аппарата Уполномоченного. Все обратившиеся получили консультации, разъяснения и конкретные рекомендации, необходимая по отдельным вопросам информация запрашивалась из соответствующих министерств и ведомств. Часть обращений, содержавших в себе какие-либо жалобы, бралась на контроль Уполномоченным, по ним направлялись запросы в соответствующие государственные органы для их дальнейшего разрешения.
В целях формирования правового сознания у школьников, овладения ими знаниями в области прав человека стало традицией проведение Уполномоченным ежегодного республиканского конкурса работ учащихся общеобразовательных школ "Права человека - глазами ребенка". Конкурс проводился совместно с Министерством образования и науки Республики Дагестан, Комитетом по молодежной политике Республики Дагестан и Дагестанским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России". В конкурсе приняли участие более 100 учащихся из образовательных учреждений районов и городов республики. Финалистов конкурса наградили дипломами Уполномоченного, ценными подарками и путевками в летние оздоровительные лагеря. Следующим этапом правового образования школьников стало проведение классных часов, уроков права на тему "Мир моих прав" во всех школах столицы Дагестана. Уроки были проведены 10 декабря и приурочены к празднованию международного Дня Всеобщей декларации прав человека. Данный проект организован Уполномоченным с целью показать значимость и актуальность Всеобщей декларации прав человека для обеспечения защиты прав и свобод личности в разных государствах мира. Материал для проведения этих уроков подготовили сотрудники аппарата Уполномоченного. В программу классных часов вошел просмотр 30 видеороликов, иллюстрирующих каждую статью Всеобщей декларации прав человека, от фонда "Молодежь за права человека". В рамках уроков права школьники узнали об истории и условиях формирования Декларации, о правах человека, ознакомились с международными и федеральными документами, регламентирующими права школьников, о системе прав ребенка и способах их защиты, рассмотрели ситуации нарушения прав участников образовательного процесса и неисполнения ими своих обязанностей с применением норм законов Российской Федерации и международных документов по защите прав человека, прав ребенка.
Классные часы были проведены не только в старших, но и в начальных классах. Для младших школьников была разработана отдельная доступная программа, в которой права человека, закрепленные в Декларации, разъяснялись на примерах сказок и приключений героев детских фильмов. Главными задачами уроков права стали: формирование уважительного отношения школьников к правам и свободам человека, изложенным во Всеобщей декларации прав человека, а также выработка правовой компетентности детей в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, осознание учащимися неразрывной связи прав человека и его обязанностей.
Помимо работы со школьниками, Уполномоченный тесно взаимодействует со студенческой молодежью. В качестве дополнительной формы правового просвещения на базе Юридической клиники юридического факультета Дагестанского государственного университета и Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации успешно функционируют общественные приемные Уполномоченного. Сотрудники и студенты этих клиник оказывали правовую помощь малоимущим гражданам, в том числе в составлении исковых заявлений, в подготовке надзорных жалоб и т.д. В целях повышения уровня правовой культуры молодежи Уполномоченный в 2010 году выступил инициатором и организатором ряда мероприятий с участием студентов. В октябре 2010 года при поддержке Уполномоченного и Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" была проведена серия игр "Брейн-ринг", посвященных Международному дню прав человека и Дню Конституции Российской Федерации. Интеллектуальное соревнование развернулось на базе Дагестанского государственного университета.
В мероприятии приняли участие более 200 студентов, аспирантов и молодых преподавателей практически всех высших учебных заведений республики. 16 команд, в состав каждой из которых входило 6 участников, на протяжении 7 этапов отвечали на различные вопросы правового характера, подготовленные аппаратом Уполномоченного.
В финальном туре встретились представители филологического и физического факультетов Дагестанского государственного университета, где наибольшую эрудированность и сообразительность проявили студенты-физики. Финалистам вручили призы, при этом победители были награждены также ценными подарками от Уполномоченного и Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России".
Уполномоченный в подобных целях правового просвещения молодежи планирует продолжить проведение мероприятий с привлечением молодежных организаций высших учебных заведений республики. Донести необходимые сведения до самых отдаленных и труднодоступных районов республики помогают средства массовой информации. Через них возможно обеспечивать информационную поддержку при защите прав и свобод человека, активно проводить работу по правовому просвещению. Уполномоченный постоянно сотрудничает с республиканскими и местными периодическими изданиями.
Для разъяснения гражданам вопросов применения нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина ведется правовая рубрика "Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан разъясняет" в газетах "Дагестанская правда" и "Дагестанский ракурс". В 2010 году под этой рубрикой был опубликован ряд материалов различной тематики, касающихся вопросов: наследования, усыновления детей, расторжения брака, в частности раздела имущества супругов после развода, выплаты алиментов. Были даны разъяснения в области трудового законодательства: о порядке выплаты денежных компенсаций за неиспользованный отпуск, о правах педагогических работников на меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, о преимущественном праве оставления на работе, об условиях компенсации морального вреда, о расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Публикации также затрагивали сферу социальной поддержки различных категорий граждан: обеспечения жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, назначения ежемесячных денежных выплат, пенсий по инвалидности и потере кормильца, порядка выдачи удостоверений ветеранам боевых действий в системе МВД, выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с осуществлением ухода за больным ребенком. Ряд разъяснений касался условий и порядка выдачи денежных средств на поддержку малого бизнеса и предпринимательства, налоговых вычетов при покупке и продаже недвижимого имущества, потребительского кредитования, обмена купленных товаров и др. Необходимость правового просвещения, развития правовой и правозащитной культуры населения должна быть осознана на всех уровнях государственных и общественных институтов, средств массовой информации, неправительственных организаций. Важно объединить усилия всех заинтересованных сторон и продолжать активную работу в этом направлении.

Заключение

Обеспечение прав и свобод человека заслуженно признано высшей ценностью государства. В этой связи плодотворное сотрудничество государственных структур с Уполномоченным полезно для граждан и служит восстановлению их нарушенных прав и свобод.
Основное значение ежегодного доклада Уполномоченного заключается в выявлении проблем, с которыми сталкивается население, выработке методов их решения и устранении нарушений прав человека в сотрудничестве с другими государственными органами.
Приходится признать, что, хотя в этой области достигнут определенный прогресс, все еще имеют место недостатки и трудности, такие, как волокита со стороны некоторых государственных и муниципальных органов, несвоевременные и не соответствующие содержанию жалобы ответы на обращения граждан, непринятие мер в пределах имеющихся полномочий и т.д.
Отсутствие адекватной реакции на возникающие вопросы, немотивированная закрытость, неумение или нежелание наладить конструктивный диалог с гражданами могут привести только к увеличению числа нерешенных проблем.
Эти и другие нарушения, допускаемые некоторыми государственными и муниципальными органами, в ряде случаев приводят к нарушениям прав и законных интересов населения, в том числе к их продолжительному характеру.
Следует также отметить, что в связи с отсутствием необходимого финансирования требования ряда нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки граждан, не могут быть исполнены в полном объеме.
В целях обеспечения прав и свобод человека, своевременного рассмотрения обращений граждан Уполномоченный намерен развивать сотрудничество с государственными и муниципальными органами, а также общественными правозащитными организациями и средствами массовой информации.
Важным резервом в повышении эффективности деятельности Уполномоченного по соблюдению прав граждан должна стать предупредительная работа по созданию условий, при которых права и свободы человека не будут нарушаться либо вероятность этого будет серьезно ограничена.
Постоянное взаимодействие Уполномоченного по вопросам своей компетенции с Президентом Республики Дагестан, Народным Собранием Республики Дагестан и Правительством Республики Дагестан позволяет решать многие вопросы в сфере защиты прав и свобод граждан в республике.
Предложения и рекомендации, представленные Уполномоченным в настоящем докладе в целях качественной реализации прав и свобод человека и гражданина, их защиты, не должны оставаться в стороне от внимания, а, напротив, своевременно приниматься должностными лицами к сведению для принятия соответствующих мер.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Дагестан
У.ОМАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru