Законодательство
Республики Дагестан

Дагестан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2009 ГОДУ

Введение

Доклад подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан".
В основу доклада положены результаты анализа рассмотрения обращений граждан, информация, полученная в ходе выездных приемов Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее также - Уполномоченный) и посещений Уполномоченным мест принудительного содержания граждан, а также сообщения средств массовой информации.
При подготовке доклада использованы данные органов государственной власти и органов местного самоуправления, информация неправительственных организаций, а также материалы конференций, семинаров, круглых столов, проведенных Уполномоченным или с его участием.
Доклад состоит из разделов, отражающих основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2009 году: содействие в восстановлении нарушенных прав граждан; участие в правовом просвещении; взаимодействие с государственными и общественными институтами.
Цель доклада - привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судейского сообщества, правоохранительных органов, должностных лиц, общественности к проблемам соблюдения прав и свобод граждан в республике.
Кроме того, основной задачей представленного доклада является принятие мер, устраняющих препятствия на пути реализации положений Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан, провозглашающих права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан" Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Республики Дагестан, в Народное Собрание Республики Дагестан, Конституционный Суд Республики Дагестан, Верховный суд Республики Дагестан, Арбитражный суд Республики Дагестан и прокурору Республики Дагестан.
Представленный доклад в полном объеме публикуется в республиканской газете "Дагестанская правда", издается отдельной брошюрой и размещается на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан.

I. Анализ обращений граждан

Важным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан была и остается работа с обращениями граждан.
Рассмотрение жалоб и обращений граждан Уполномоченным производится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан".
Содержание жалоб на неправомерные решения, действия или бездействие органов власти и должностных лиц является для Уполномоченного важным источником информации, на основании которого можно сделать выводы как о текущей ситуации, так и об основных тенденциях в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории республики.
Анализ рассмотренных жалоб выявляет актуальные проблемы, с которыми сталкиваются жители республики в сфере защиты прав человека.
В 2009 году в адрес Уполномоченного от граждан с просьбой о содействии в реализации и защите своих прав поступило 962 обращения.
Круг проблем, с которыми граждане обращались к Уполномоченному, по сравнению с прошлыми годами практически не изменился.
В основном обращения граждан касались нарушений их социально-экономических прав - 378 обращений, что составляет 39,3% от общего количества обращений, из них 62 жалобы поступили по поводу нарушения трудовых прав граждан, что составило 6,4% от общего количества обращений.
По-прежнему большое количество обращений связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц - 157 обращений, или 16,3% от общего количества обращений.
Существенным остается количество обращений на действия правоохранительных органов - 179, что составляет 18,6% от общего количества обращений.
Достаточно большое количество обращений поступило от граждан на несогласие с судебными решениями и приговорами - 151 обращение, что составляет 15,7%.
Значительная часть обращений связана с земельными спорами - 60, что составляет 6% от общего количества обращений.
Из 962 обращений, поступивших от граждан, 313 Уполномоченным приняты к рассмотрению, что составляет 32,5%. По 649 обращениям, что составляет 67,5%, даны разъяснения, консультации, оказана квалифицированная юридическая помощь.
После вмешательства Уполномоченного 70 гражданам (22,4%) были восстановлены нарушенные права, среди них: документирование паспортом гражданина Российской Федерации, отмена постановлений об отказах в возбуждении уголовных дел, обеспечение жильем детей-сирот, отмена решений судов, восстановление в должности вследствие незаконного увольнения, выплата единовременной денежной компенсации реабилитированному лицу, выплата пособия на ребенка жене военнослужащего, выдача сертификата на материнский капитал, аннулирование необоснованно начисленной задолженности за электроэнергию и газ, выплата расчетных средств за отработанное время при увольнении, принятие детей-сирот на государственное обеспечение в учебных заведениях и др.
Одним из средств обеспечения реализации права гражданина на обращение к Уполномоченному является проведение выездных приемов. Так, в 2009 году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата были проведены выездные приемы в г. Южно-Сухокумске, Акушинском и Бабаюртовском районах.
Выездные приемы позволяют Уполномоченному непосредственно встречаться с гражданами республики на местах, давать подробные разъяснения о правовых формах и методах защиты своих интересов, принимать неотложные меры по восстановлению нарушенных прав граждан.
Анализ поступивших заявлений во время выездных приемов показал, что зачастую причинами обращений граждан к Уполномоченному являются некоторые недостатки в деятельности органов местного самоуправления, низкий уровень исполнительской дисциплины, невнимательность отдельных должностных лиц к проблемам граждан, несоблюдение ими законодательства в вопросах, связанных с земельными, социальными, жилищными отношениями.
В 2009 году к Уполномоченному поступило 23 коллективные жалобы от граждан. В основном жалобы связаны с нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунального обслуживания, незаконным решением вопросов по закреплению земельных участков за пользователями, а также с противоправными методами работы сотрудников правоохранительных органов.
Из общего количества обращений к Уполномоченному из городов Республики Дагестан подавляющее большинство поступило из г. Махачкалы - 483, или 50,2%. Это связано, прежде всего, с численностью населения и местонахождением аппарата Уполномоченного в столице. По остальным городам обращения распределились в следующей последовательности: Дербент - 30; Каспийск - 27; Хасавюрт - 21; Южно-Сухокумск - 17; Кизилюрт - 17; Дагестанские Огни - 16; Буйнакск - 15; Избербаш - 14; Кизляр - 13.
Анализ географии обращений по районам Республики Дагестан показал, что из 295 жалоб, поступивших к Уполномоченному из районов республики, наибольшее количество приходится на следующие районы: Буйнакский - 20; Рутульский - 18; Кизилюртовский - 16; Табасаранский - 15; Дербентский - 15; Кизлярский - 12; Левашинский - 12; Карабудахкентский - 11; Каякентский - 10; Магарамкентский - 10; Агульский - 9; Казбековский - 9; Кайтагский - 9; Тарумовский - 9; Сергокалинский - 9; Бабаюртовский - 8; Лакский - 8; Хасавюртовский - 8; Сулейман-Стальский - 8.
14 обращений Уполномоченному направили граждане других регионов Российской Федерации, что составило 1,5% от общего количества обращений. Обращения поступили из городов: Астрахани, Волгограда, Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, а также из областей: Липецкой, Саратовской, Тюменской, краев: Красноярского и Пермского, республик: Чеченской и Чувашии.
Следует отметить и тот факт, что в числе письменных обращений к Уполномоченному появились обращения, поступающие по электронной почте и на официальный сайт Уполномоченного. Порядок их рассмотрения аналогичен рассмотрению письменных обращений: изучение и проверка фактов, анализ законодательства, подготовка необходимых запросов.
В аппарат Уполномоченного ежедневно поступают телефонные обращения от граждан с просьбой дать разъяснения по интересующим их вопросам. Консультации гражданам по телефону даются Уполномоченным и сотрудниками аппарата, сообщается информация о днях и часах проведения консультативных приемов в аппарате Уполномоченного, даются разъяснения о порядке обращений в государственные, муниципальные, правоохранительные и судебные органы.

II. Реализация конституционных прав граждан
в Республике Дагестан

2.1. Соблюдение жилищных прав граждан

Анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан за 2009 год показал, что 25 из 962 жалоб и заявлений составляют жалобы на нарушения прав граждан в жилищной сфере, или 2,6% от их общего количества. Каждое второе заявление или жалоба содержат информацию о препятствиях в надлежащей реализации жилищных прав граждан.
Спектр поднимаемых гражданами в их обращениях проблем разнообразен. Это отказы в предоставлении безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, жилых помещений для постоянного и временного проживания, земельного участка под строительство индивидуального жилого дома; ненадлежащее оказание жилищно-коммунальных услуг; необоснованное применение тарифов энергосбытовой службой при расчетах за потребленную электроэнергию при наличии приборов учета и др.





организациями. Развитие межрегионального и международного
сотрудничества в области прав человека

Согласно части 4 статьи 1 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан" деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Своеобразие правового статуса Уполномоченного состоит в том, что, с одной стороны, это государственный институт, а с другой - является связующим звеном между гражданами и органами государственной власти.
Осуществлять свои задачи Уполномоченному помогает конструктивное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными институтами.
Реализации задач Уполномоченного способствовало постоянное его взаимодействие по вопросам своей компетенции с Президентом, Народным Собранием и Правительством Республики Дагестан.
Уполномоченный участвовал в заседаниях комитетов Народного Собрания, Правительства, Совета Безопасности Республики Дагестан, республиканских совещаниях при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод граждан, в обсуждении проектов нормативных правовых актов и программ, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан.
Так, Уполномоченным было принято участие в разработке поправок в проект закона Республики Дагестан "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Дагестан". Впоследствии был принят Закон Республики Дагестан от 8 июня 2009 года № 36.
В 2009 году Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан продолжил налаживание деловых, конструктивных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики.
Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами и ведомствами осуществлялось в основном в рамках ранее заключенных соответствующих двухсторонних соглашений.
Так, взаимное сотрудничество между прокуратурой Республики Дагестан и Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан в 2009 году осуществлялось на основе Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве прокуратуры Республики Дагестан и Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан.
Для эффективного взаимодействия при реализации функций по защите прав и свобод человека и гражданина прокуратура республики и Уполномоченный могут образовывать постоянно действующие рабочие группы из представителей аппаратов обоих ведомств.
Такое сотрудничество тем более необходимо, так как большинство обращений Уполномоченного в государственные органы в связи поступившими в его адрес жалобами составляют обращения в органы прокуратуры республики.
Уполномоченный отмечает, что сложившееся конструктивное взаимодействие с прокуратурой Республики Дагестан позволяет оперативно реагировать на обращения граждан, что соответствует основной задаче обоих институтов - защите прав и свобод граждан.
Так, к Уполномоченному обратился инвалид 1 группы, на иждивении которого находятся трое несовершеннолетних детей, житель одного из районов республики М. с жалобой на отказ администрации района в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. По данной жалобе Уполномоченный обратился к прокурору района с просьбой принять меры прокурорского реагирования.
По результатам проверки прокурором района внесено на имя главы района представление об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием принять гражданина М. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Достаточно большое количество обращений граждан связано с необъективным производством предварительного следствия.
Примером тому является коллективное обращение жителей Казбековского района о неоказании врачом Хасавюртовской городской больницы первой медицинской помощи гражданину О. и волоките при производстве предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по факту смерти последнего. После обращения Уполномоченного к прокурору республики была проведена проверка по указанной жалобе и постановления о прекращении уголовного преследования в отношении врача Хасавюртовской городской больницы и о приостановлении предварительного следствия признаны необоснованными.
Также в 2009 году продолжилось взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в рамках заключенных ранее соглашений о сотрудничестве с Министерством внутренних дел по Республике Дагестан, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Дагестан, Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан, Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Республике Дагестан, Общественной палатой Республики Дагестан.
Большое количество обращений граждан к Уполномоченному касается социальных вопросов, решение которых входит в компетенцию Министерства труда и социального развития Республики Дагестан. В этой сфере Уполномоченный активно сотрудничает с этим министерством, которое своевременно реагирует на обращения Уполномоченного о восстановлении нарушенных социальных прав.
Серьезное внимание Уполномоченный уделяет взаимодействию с общественными организациями республики. Такое сотрудничество осуществляется в том числе посредством работы Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан. Данный Экспертный совет является коллегиальным совещательным органом, созданным при Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи по вопросам деятельности, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина.
В Экспертный совет при Уполномоченном входят представители более 20 общественных организаций республики, которые предлагают идеи и вносят предложения по улучшению положения в деле защиты прав человека. В 2009 году состоялся ряд заседаний Экспертного совета по отдельным актуальным проблемам (по проблемам защиты прав военнослужащих, детей-сирот, а также нарушений прав граждан в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг).
По итогам заседаний были выработаны рекомендации, которые направлены соответствующим профильным министерствам и ведомствам. Анализ работы Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан показал, что в случаях, когда рекомендации реально выполняются, это приводит к конкретным положительным результатам.
Уполномоченный регулярно проводит с участием общественных организаций также круглые столы и публичные мероприятия по вопросам защиты прав и свобод граждан.
Важным направлением в деятельности Уполномоченного является развитие межрегиональных и международных связей в области защиты прав человека и гражданина.
Являясь членом Координационного совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченный в 2009 году принимал участие в его заседаниях.
Так, в апреле 2009 года в г. Москве прошло заседание данного Координационного совета, на котором с участием министра образования и науки Российской Федерации были обсуждены проблемы модернизации российского образования, в том числе связанные с введением единого государственного экзамена, разработкой государственных образовательных стандартов, а также осуществлением государственного финансирования образования.
В октябре 2009 года в г. Москве состоялось заседание указанного Координационного совета, в рамках которого прошла встреча уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с министром регионального развития Российской Федерации. На данном мероприятии были обсуждены вопросы, связанные с обеспечением прав граждан в ходе реализации норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Налажено сотрудничество с уполномоченными по правам человека субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие с ними в рамках Координационного совета уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации по Южному федеральному округу.
Так, в октябре 2009 года состоялось заседание этого Координационного совета, на котором был принят план взаимодействия уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации по Южному федеральному округу.
В целях развития международного сотрудничества в области прав человека, обмена опытом и его внедрения на практике Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан в 2009 году принял участие в различных международных мероприятиях.
Так, Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан принял участие и выступил с докладом на международной конференции в г. Падуя (Италия) "Роль национальных правозащитных структур в борьбе против терроризма", организованной Советом Европы и Европейским Союзом, а также на форуме "Россия - США: "перезагрузка" отношений", прошедшем в г. Чикаго (США), где участвовал в работе секции "Построение гражданского общества" с докладом о роли Уполномоченного по правам человека при защите прав потерпевших от терроризма и о ситуации по соблюдению прав и свобод человека и становлении гражданского общества в Республике Дагестан.

Заключение

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина заключается в том числе в создании благоприятных условий для их реализации и защиты.
Несмотря на финансово-экономический кризис, в 2009 году в республике продолжалась работа по последовательной реализации программ и планов по социально-экономическому развитию, направленных на улучшение условий жизни дагестанцев.
В прошедшем году выполнены все социальные обязательства государства, что создает надежную базу для обеспечения конституционных прав наименее защищенных слоев населения (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пенсионеров, инвалидов).
В то же время поступающие жалобы и заявления, устные обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан свидетельствуют о том, что за прошедший год удалось решить не все вопросы обеспечения прав и свобод граждан.
Анализ ситуации с соблюдением прав и свобод человека в республике позволил выявить проблемы в этой сфере, причины, вызывающие их нарушения, проинформировать о них государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц, общественность и наметить перспективы совместной работы по преодолению проблем и недостатков.
Обеспечение реализации прав и свобод граждан невозможно без тесного взаимодействия и конструктивного сотрудничества всех ветвей власти, общественности, правозащитных организаций.
Конструктивный диалог с органами власти в решении проблем реализации прав и свобод человека должен стать одним из факторов развития гражданского общества и правового государства.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Дагестан
У.ОМАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru